Новые профессии в медицине: вызовы цифровой революции

Апр 27, 2024 / 09:06

Мария Козлова, директор по производству и директор продуктового департамента медицинской компании «Инвитро» в Москве, обсуждает новые профессии и возможности, которые появляются в области медицины, а также вызовы, стоящие перед системой медицинского образования.

Новые профессии в медицине: вызовы цифровой революции

Развитие и широкое внедрение цифровых инструментов в медицине уже начали изменять традиционные методы лечения, профилактики заболеваний и образования. Эта цифровая революция непременно повлияет на рынок труда и систему образования, открывая новые перспективы и обозначая актуальные вызовы, с которыми необходимо быть готовым справляться.

Исследование PwC показывает, что почти каждый пятый руководитель в здравоохранении ожидает, что искусственный интеллект заменит не менее 5% рабочей силы к 2024 году. Мировые тенденции указывают на то, что 25% руководителей в различных секторах также разделяют эти ожидания, а в отрасли СМИ и развлечений этот показатель достигает 32%.

Ожидается, что появятся совершенно новые профессии, связанные с применением цифровых технологий в медицине. С развитием электронных медицинских карт, носимых устройств и других источников данных о здоровье возникает спрос на специалистов, способных обрабатывать и анализировать огромные объемы информации для выявления закономерностей, прогнозирования рисков и оптимизации лечения.

Мобильные приложения для мониторинга здоровья, телемедицинские платформы, системы поддержки клинических решений требуют специалистов, способных создавать и совершенствовать соответствующее программное обеспечение.

С увеличением использования цифровых технологий в медицине возрастают риски утечки конфиденциальных данных пациентов и кибератак на медицинские учреждения. Для обеспечения безопасности информационных систем и данных в сфере здравоохранения требуются специалисты-эксперты.

В частности, телемедицинские консультации и удаленный мониторинг состояния пациентов требуют квалифицированных специалистов, способных координировать эти процессы и обеспечивать непрерывную работу соответствующих систем.

Технологии 3D-печати открывают новые возможности для создания индивидуальных имплантатов, протезов и других медицинских изделий. Для успешного применения этих технологий необходимы специалисты, обладающие соответствующими навыками и знаниями.

Для обучения медицинских работников использованию новейших технологий необходим доступ к качественным программам повышения квалификации и постоянному обучению.

Приведем примеры инициатив двух компаний: Первая компания планирует обеспечить доступ врачам к общей базе знаний для поддержки принятия клинических решений и повышения квалификации непосредственно на рабочем месте. Также она создала совместное предприятие с компанией, поставляющей врачебный контент в медицинские информационные системы клиник.

Вторая компания совместно с авторами образовательного проекта разработала платформу для подготовки рентгенологов, занимающихся декодированием маммограмм. На данной платформе пользователи могут загружать изображения из своей практики или использовать готовый архив реальных кейсов для сопоставления своих диагностических гипотез с оценками искусственного интеллекта.

Такие инициативы способствуют повышению качества медицинской помощи за счет современных технологий и образовательных программ, что также способствует развитию отрасли в целом.

Постоянное развитие и обучение специалистов в области медицинских технологий является важным фактором сохранения конкурентоспособности и эффективности медицинской отрасли в условиях быстро меняющегося цифрового мира.

Кроме того, участники проекта будут задействованы в выполнении домашних заданий, которые касаются описания исследований, а также они будут получать обратную связь от наставников. Подобные инициативы способствуют постоянному совершенствованию навыков и компетенций медицинских специалистов, что критически важно в условиях стремительного прогресса цифровых технологий в сфере здравоохранения.

Повышение профессионального уровня специалистов за счет увеличения «насмотренности» помогает развивать навыки и сформировать диагностическую практику, что, в свою очередь, снизит количество ошибок.

Цифровые технологии в области здравоохранения открывают новые возможности для удаленной работы и гибких графиков в медицинском обслуживании. Телемедицина позволяет врачам консультировать пациентов на расстоянии, а аналитикам данных и разработчикам программное обеспечение – работать удаленно. Это может привести к пересмотру места работы и изменению традиционных моделей занятости в сфере здравоохранения. Медицинские учреждения смогут нанимать специалистов из других регионов и даже стран, а сотрудники получат больше гибкости в планировании своего рабочего времени.

Однако для эффективной работы на расстоянии необходимо приобрести новые навыки удаленного взаимодействия, коммуникации и управления проектами.

Влияние цифровых технологий на систему образования также будет огромным. Университеты и медицинские школы должны будут адаптировать свои учебные программы и методики обучения к требованиям цифровой среды.

Это включает в себя следующие ключевые аспекты: Интеграция цифровых инструментов в учебный процесс, чтобы обучение стало более эффективным и современным. Обучение медицинских студентов использованию технологий в диагностике, лечении и реабилитации пациентов. Применение виртуальной и дополненной реальности в образовательных процессах для создания интерактивных симуляций и тренировок. Обучение студентов работе с базами данных и медицинскими информационными системами для улучшения эффективности работы и точности диагностики. Развитие навыков сотрудничества и командной работы в онлайн-форматах, чтобы подготовить будущих специалистов к современной реальности медицины.

Кроме того, цифровизация медицинского образования позволит создать доступные и инновационные образовательные ресурсы для студентов и специалистов, повысив качество образования и обучения в целом.

Развитие цифровых навыков среди медицинских профессионалов является необходимым шагом для адаптации к быстро меняющейся медицинской практике и повышения качества медицинской помощи.

В итоге, эффективное использование цифровых технологий в медицинском образовании и практике позволит улучшить результаты лечения, сократить сроки диагностики и повысить доступность медицинской помощи для всех пациентов.

Студентам следует познакомиться с практическим применением электронных медицинских карт, телемедицинских платформ и других цифровых технологий, которые они будут использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

Компания недавно представила инструмент Vertex AI Search for Healthcare, основанный на генеративном искусственном интеллекте. Этот сервис может быть полезен как в клинической практике, так и в исследованиях.

Одним из инновационных методов обучения является симуляционное обучение с использованием виртуальной и дополненной реальности. VR- и AR-технологии помогают студентам оттачивать медицинские навыки и принимать важные решения в безопасной виртуальной среде, что способствует повышению их уверенности перед контактом с реальными пациентами.

Примером успешной интеграции технологий в медицинское образование является запуск курса «Разработчик VR/AR-решений с применением образовательных тренажеров» в Первом Московском государственном медицинском университете в рамках программы «Приоритет-2030».

Один из ключевых аспектов в современном медицинском образовании – это анализ данных и цифровая грамотность. Будущие медицинские специалисты должны быть способны эффективно работать с большим объемом информации, извлекать из нее значимые данные и использовать их для принятия качественных клинических решений. Поэтому в учебные программы необходимо включать обучение статистике, анализу данных, машинному обучению и другим релевантным дисциплинам.

Междисциплинарный подход играет важную роль в современном здравоохранении. Цифровые технологии требуют взаимодействия медицинских специалистов с экспертами в области информатики, инженерии, биоинформатики и других дисциплин для создания инновационных решений и улучшения качества медицинской помощи.

Современные учебные программы должны охватывать широкий спектр областей знаний и способствовать развитию междисциплинарного мышления среди студентов. В контексте цифрового здравоохранения особенно важно развивать не только технические навыки, но и мягкие навыки, такие как критическое мышление, способность решать проблемы, коммуникативные навыки, работа в команде и адаптивность.

Цифровые технологии играют ключевую роль в изменении образовательной среды, позволяя расширить доступ к обучению в области медицины. Массовые открытые онлайн-курсы (МООК), дистанционные программы обучения, виртуальные симуляторы, телемедицинские платформы и видеоконференции создают уникальные возможности для студентов и профессионалов здравоохранения.

Однако для обеспечения высокого качества образовательных программ необходимо разработать эффективные механизмы их оценки и аккредитации. Следует учитывать, что определенные аспекты медицинского образования, включая клиническую практику и развитие практических навыков, требуют присутствия на занятиях и непосредственного взаимодействия с преподавателями и пациентами.

Для успешной подготовки специалистов в области цифрового здравоохранения необходимо тесное сотрудничество между учебными заведениями и компаниями, работающими в сфере медицины. Это позволит образовательным учреждениям быть на волне быстро меняющихся технологий и потребностей рынка труда, а компаниям – получать квалифицированный персонал, готовый к работе в цифровой среде здравоохранения.

Кроме того, такое партнерство может способствовать коммерциализации научных разработок и внедрению инноваций в медицинскую практику. Государственные органы и профессиональные ассоциации играют важную роль в адаптации системы образования к вызовам цифровой революции в здравоохранении.

Они могут устанавливать стандарты и рекомендации для учебных программ, обеспечивать их аккредитацию на национальном и международном уровнях, а также поддерживать инициативы по развитию цифровых компетенций в здравоохранении.

Государство в свою очередь может стимулировать развитие специализированных центров образования в области цифрового здравоохранения, финансировать научно-исследовательскую деятельность в этой области и способствовать международному сотрудничеству и обмену опытом.

Цифровая революция в здравоохранении уже началась, и ее влияние на рынок труда и образовательные программы будет продолжать нарастать. Очень важно обеспечить переподготовку и повышение квалификации уже действующего медицинского персонала, чтобы они могли успешно применять цифровые технологии в своей практике и соответствовать современным требованиям в области цифрового здравоохранения.

По материалам: www.e-xecutive.ru