Исследование, проведенное группой ученых из Института нейронаук Стэнфордского университета под руководством профессора Каланита Грилл-Спектора и аспирантки Эмили Кубота, внесло значительный вклад в понимание формирования специализированных областей мозга для распознавания лиц, объектов, слов и мест.
В работе, опубликованной в журнале «Nature Human Behaviour», ученые изучили вентральную теменную кору (ВТК), отвечающую за визуальное восприятие. Используя специально разработанные МРТ-катушки, команда провела сканирование мозга младенцев младше двух лет и взрослых.

Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, как формируются функциональные области мозга в различные возрастные периоды. Результаты показали, что уже при рождении в белом веществе мозга существуют четкие паттерны соединений, которые задают основу для будущего распознавания лиц, объектов и слов.
Например, области ВТК, впоследствии отвечающие за распознавание лиц и слов, уже при рождении имели более выраженные соединения, передающие информацию из центральной части поля зрения. В то же время зоны, связанные с распознаванием мест, демонстрировали больше связей с периферией поля зрения.
Эмили Кубота отметила, что исследования показали наличие врожденной структуры мозга, которая сохраняет свою гибкость в процессе развития, что открывает новые перспективы для изучения влияния опыта на мозг.
Исследования показали, что структура белого вещества в головном мозге подвержена изменениям со временем, особенно в участках с похожей клеточной организацией.
Это свидетельствует о наличии как врожденных структур, так и возможности адаптации под воздействием внешних факторов.
Понимание разницы между врожденными и опытными аспектами организации мозга имеет значительное значение для диагностики и лечения различных нарушений, включая дислексию, прозопагнозию и аутизм.
Это позволит улучшить методы раннего выявления и оказания помощи людям с такими состояниями.
Важно также учитывать, что изменения в белом веществе могут указывать на общие механизмы развития и адаптации головного мозга, что открывает новые горизонты для дальнейших исследований.
Научные достижения в этой области улучшают понимание работы мозга и могут способствовать созданию инновационных подходов к лечению нарушений развития.
Эти выводы подчеркивают значимость комплексного изучения взаимоотношений между структурой и функцией мозга для понимания его сложных механизмов.