Андрей Рудской, ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, академик РАН, председатель Санкт-Петербургского отделения РАН, выразил свое мнение относительно нового состава правительства Российской Федерации. По его мнению, основными приоритетами нового правительства станут укрепление независимой экономики и развитие ключевых социальных институтов страны.
При обсуждении научной и технологической сферы он подчеркнул важность заявления Президента о необходимости формирования сильной производственной базы через улучшение качества подготовки инженерных кадров. Как ректору ведущего технического университета и председателю Координационного совета Министерства науки и высшего образования России в области подготовки специалистов в области инженерии, технологии и технических наук, он выразил признание эффективной работы профильного Министерства под руководством Валерия Фалькова.
Реализованные под его руководством федеральные проекты, такие как программа развития «Приоритет 2030», создание передовых инженерных школ и развитие сети университетских кампусов мирового уровня, были названы ключевыми инструментами для стимулирования развития и улучшения качества инженерного образования в России.
Он выразил свою радость по поводу утверждения Валерия Фалькова на пост главы Министерства науки и высшего образования, уверенный, что начатые реформы в области высшего образования приведут к поставленным целям. По мнению ректора, дальнейшие шаги четко определены: ориентиры в области науки и высшего образования уже установлены Президентом в его послании Федеральному собранию, указе о национальных целях и в обновленной Стратегии научно-технологического развития.
Исходя из уже существующей основы, необходимо внести значительный вклад в достижение технологического лидерства и других национальных приоритетов. В настоящее время перед российской системой образования стоит задача модернизации, и мы уверены, что мы сможем успешно пройти через этот процесс с минимальными потерями и создать независимую отечественную инфраструктуру.
Президент подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. В настоящее время эксперимент проводится в шести крупных университетах страны, и их опыт, включая опыт Горного университета в Санкт-Петербурге, будет учтен и распространен на другие учебные заведения.
Напомним, что в рамках проекта утверждены два уровня высшего образования - базовое образование с продолжительностью обучения от четырех до шести лет и специализированное высшее образование с продолжительностью обучения от года до трех лет, а также установлен один уровень профессионального образования - аспирантура. В ближайшем будущем обобщенные результаты эксперимента будут представлены в Госдуме.
Мы полагаем, что в обозримой перспективе сможем создать новую парадигму инженерного образования в России, подготавливающую современных инженеров мирового уровня, способных сформировать независимую индустрию и экономику страны. Основные задачи здесь - акцент на практическую ориентированность, подготовка специалистов за один цикл обучения с увеличением продолжительности и тесное взаимодействие с работодателями.
Важно также сохранить тенденции, которые наметились в российской науке за последнее время, такие как рост числа молодых ученых в стране. Учитывая статистику, сегодня 44 процента исследователей моложе 39 лет, и этот факт не может не радовать
. Активное строительство кампусов и новых лабораторий, обновление научного оборудования, развитие системы грантов, выделяемых на новые проекты, способствуют «омоложению» науки.