В Калининградской области в понедельник начался четырёхдневный Международный кантовский конгресс «Мировое понимание философии», посвящённый 300-летию со дня рождения Иммануила Канта. В мероприятии принимают участие 77 иностранных участников из 23 стран.
Первое пленарное заседание названо «Критика искусственного разума: проблемы бытия и познания в контексте развития искусственного интеллекта». Российские политики и представители науки делились видением будущего искусственного интеллекта, их выступления тщательно фиксировали представители «Нового Калининграда».
В дискуссии участвовали российские учёные и чиновники, среди которых были заместитель министра науки и высшего образования РФ Константин Могилевский, ректор НИУ «ВШЭ» Никита Анисимов, президент Фонда наблюдений и исследований Индии Санджой Джоши, губернатор региона Антон Алиханов, ректор БФУ Александр Федоров и многие другие.
Модератором дискуссии выступил вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко, ответственный за вопросы развития искусственного интеллекта. Его отметил, что выбор провести 300-летие Канта именно в этом регионе не случаен: Кант является главным символом Калининграда, он провел здесь всю свою жизнь, занимался мыслями, творчеством и преподаванием.
Чернышенко подчеркнул, что начать конгресс решили с темы искусственного интеллекта, поскольку современный мир уже не представим без его использования. Он отметил, что выбор провести 300-летие Канта именно в этом регионе не случаен: Кант является главным символом Калининграда, он провел здесь всю свою жизнь, занимался мыслями, творчеством и преподаванием.
Участники представили новейшие технологии в области искусственного интеллекта и попытались сделать прогнозы о будущем этой области. В своем выступлении губернатор Калининградской области подчеркнул важность искусственного интеллекта для местной экономики и науки.
Российские ученые поделились опытом в разработке инновационных решений, основанных на принципах искусственного интеллекта. В целом, Международный кантовский конгресс стал площадкой для обсуждения ключевых тем, связанных с развитием и применением искусственного интеллекта в современном мире.
Участники конгресса выразили уверенность в том, что дальнейшее развитие технологий и науки позволит создать новые возможности и перспективы для общества в целом. Мероприятие завершится заключительным пленарным заседанием, на котором будут подведены итоги работы конгресса и сформулированы основные выводы и рекомендации по дальнейшим шагам в области искусственного интеллекта.
Масштабное внедрение и использование искусственного интеллекта (ИИ) представляют собой новый цивилизационный этап развития человечества. Вице-премьер отметил, что это открывает огромные возможности, однако не лишено и рисков. Сегодня нейронные сети способны оказывать серьезное влияние на общество, и в мире идет настоящая гонка между государствами за разработкой собственных стратегий в области ИИ.
Более 60 стран уже работают или разрабатывают свои национальные планы в этой области, так как технологии ИИ качественно изменяют бизнес-модели, создают новые формы трудоустройства и ускоряют процессы. Прогнозируется, что к 2030 году общий вклад ИИ-технологий в глобальную экономику составит до 15 триллионов долларов, и это число нельзя недооценивать.
Однако около 70% людей по всему миру опасаются последствий развития ИИ, связанных с замещением рабочей силы, а также растущих угроз безопасности. Некоторые беспокоятся по поводу сценариев из фантастических фильмов, где искусственный интеллект стремится к глобальному господству.
Вице-премьер отметил, что важным этическим ориентиром для технологического прогресса является российское и культурное наследие. Он подчеркнул, что высокие нравственные принципы, такие как гуманизм, справедливость, уважение к человеку, а также культурные ценности многонациональной и многоконфессиональной России, должны лежать в основе отечественных разработок в сфере искусственного интеллекта. Эти идеалы играют важную роль в формировании мировоззрения граждан и являются надежным руководством в развитии и внедрении ИИ.
Для устойчивого и этичного развития технологий необходимо учитывать не только экономические и технические аспекты, но и воздействие на общество и культурное наследие. Важно разрабатывать механизмы контроля и оценки влияния искусственного интеллекта на различные сферы жизни, чтобы минимизировать возможные негативные последствия и обеспечить справедливое распределение выгод от использования ИИ.
Необходимо создавать правовые и этические рамки, которые гарантировали бы сохранение человеческого достоинства, приватности и безопасности при использовании ИИ. Поддержка конструктивного диалога между обществом, государством, бизнесом и научным сообществом важна для формирования общепризнанной этики использования искусственного интеллекта.
Только при соблюдении высоких норм и ценностей человечеству удастся справиться с вызовами и перейти к новому уровню развития в эпоху искусственного интеллекта.
Также отмечено, что ключевым фактором в развитии искусственного интеллекта в России является национальная стратегия до 2030 года. Дмитрий Чернышенко представил участникам мероприятия различные модели искусственного интеллекта, такие как Яндекс-GPT, GigaChat и Кант-бот.
Последняя модель, Кант-бот, разработана Балтийским центром нейротехнологий и искусственного интеллекта БФУ. Кант-бот использует философские концепции кенигсбергского мыслителя в своих ответах и способен формулировать ответы в духе кантианской философии на различные философские вопросы.
Чернышенко обратился к каждой модели с вопросом о том, может ли искусственный интеллект самопознаться и найти способы совершенствования, аналогичные тем, которые доступны человеку. Например, один из ответов от Кант-бота был таков: «Я считаю, что ИИ, как и любая другая форма интеллекта, может осознать себя лишь в пределах своих программ и алгоритмов. Однако я не думаю, что он сможет достичь уровня самосознания и самосовершенствования, который присущ человеку. Человек обладает способностью к самоопределению и свободной воле, которые недоступны искусственному интеллекту».
После этого Чернышенко передал слово участникам дискуссии. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов заявил, что «Кант для нас – это наш русский трофей». Он подчеркнул необходимость понять, что значит наследовать философские идеи Канта. Хотя русская мысль часто противостояла позициям Канта, борясь с ними, важно задаться вопросом, отчего Кант вызывал такие разногласия и реакции в русской интеллектуальной среде.
Существует и другой вопрос, который тоже можно задать: а что, если бы Семилетняя война закончилась иначе и Восточная Пруссия стала бы нашей? Уже тогда мог бы существовать русский философ Кант, и как он повлиял бы на нашу мысль, на нашу культуру, и как она повлияла бы, в свою очередь, на него». Антон Алиханов добавил, что «сейчас мы находимся в центре мощнейшей когнитивной войны, где отчасти наш противник пытается прикрыться кантовским наследием».
«Противопоставить ему, на наш взгляд, можно было бы нашу русскую интерпретацию Канта, именно поэтому нам необходима масштабная ревизия, такой пересмотр всего кантовского наследия, исходя из текущих задач, которые стоят перед нашей историей, перед нашим мышлением», - сказал Алиханов.
Переходя к дискуссии о судьбе искусственного интеллекта, глава региона отметил, что философы хороши не только своими ответами, но и вопросами. «Четыре кантовских вопроса „Что я могу знать?“, „Что я должен делать?“, „На что я могу надеяться?“ и „Что такое человек?“ - это те вопросы, на которые нам следует найти свои собственные ответы. И если перейти к искусственному интеллекту и рискам, связанным с ИИ и его развитием, похожий набор вопросов возникает в отношении этой технологии. Помимо вопросов чисто технических мы могли бы в духе Канта спросить: что искусственный интеллект может знать, что он должен делать, способен ли он надеяться?» - сказал губернатор.
По мнению Алиханова, вполне реально, что ИИ может достичь уровня человеческого мышления: «И я, с одной стороны, боюсь, а с другой стороны, надеюсь, это случится за наш век». Взгляд на развитие технологий и вопросы, связанные с будущим искусственного интеллекта, открывают перед нами огромные возможности для размышлений.
Важно сохранить баланс между использованием новых технологий и этическими аспектами их применения. Количество принимаемых решений, касающихся внедрения ИИ в различные сферы жизни общества, постоянно возрастает. Концепции русской интерпретации Канта могут стать ключом к поиску ответов на важные вопросы о будущем человечества в цифровую эпоху.
Развитие и использование искусственного интеллекта должно основываться на ценностях и принципах, которые способствуют развитию человека, а не замене его. Важно помнить, что технологии должны работать на благо человека, а не против него.
Глава региона также отметил, что обсуждение данных вопросов приобретает практическую направленность, когда речь заходит о внедрении человека искусственного интеллекта, о создании гибридных систем, сочетающих человеческие и машинные качества. Он подчеркнул, что в контексте новых технологий классическое различение между животным и аморфным существом может потерять актуальность.
В наступающем эру новых технологий знаменитое утверждение Канта из «Критики практического разума» может звучать иначе, например, как «Два объекта, вызывающие восхищение и уважение, то небеса спутниковой системы и искусственный интеллект во мне», — заявил губернатор. Он рассказал о том, что восстанавливал мысли Канта, собранные Л. Н. Толстым, подчеркнув важность осознания человеческим разумом своих ограничений, накопление информации и потребность в фильтрации важного от неважного.
По его мнению, слияние человека с искусственным интеллектом может помочь преодолеть эти ограничения и преодолеть страхи перед искусственным интеллектом. Он выразил мнение, что человеку предстоит стать лучше благодаря взаимодействию с технологиями, вплоть до полного слияния.
Однако этот шаг сопряжен с новыми этическими, философскими, религиозными и многими другими вопросами, отметил губернатор. «Возможно, это мой предел, так как не все мои размышления завершаются успехом, поэтому я остановлюсь здесь, пока не унесло меня еще дальше» — заключил он.
В рамках дискуссии, модератор Дмитрий Чернышенко передал слово ректору БФУ им. И. Канта, Александру Федорову, отметив его как 'счастливого ректора'. Он отметил, что находятся в периоде процветания, и выделил академические и научные достижения ректора, который не только является руководителем университета, но и признанным ученым с авторством более ста работ по философии.
Чернышенко выразил интерес к рассуждениям ректора на тему классического произведения философии — 'Критике чистого разума' немецкого идеализма. Подчеркнув важность академического обмена мнениями, модератор упомянул высказывание Илона Маска относительно искусственного интеллекта, ожидаемого к 2025 году, и призыв к глобальному сотрудничеству и регулированию в этой области.
Чернышенко отметил противоречия между общественными и коммерческими интересами в развитии и использовании технологий искусственного интеллекта. В то время как мировые лидеры стремятся к регулированию разумного применения ИИ для обеспечения его безопасности и сбалансированного развития. Чернышенко обратился к ректору с вопросом, каким образом, по его мнению, философ Иммануил Кант взглянул бы на текущую ситуацию.
Ректор Федоров заявил, что день, когда заместитель председателя правительства и губернатор занимаются философией, является поразительным для развития философии. Он подчеркнул, что философия не должна быть эксклюзивной областью, и призвал к пониманию, что философия занимает центральное место в повседневной жизни каждого человека без исключения.
Федоров отметил важность общественного обсуждения и философских диалогов среди различных социальных слоев, что способствует развитию культуры и пониманию глобальных вызовов. В целом, выступления ректора и модератора показали важность философии как инструмента для анализа и понимания современных вызовов и перспектив развития общества, а также необходимость активного вовлечения в решение актуальных проблем.
По мнению ректора, возникает интересный вопрос о том, когда у искусственного интеллекта возникнет собственный интерес. «Тогда мы начинаем обделять его теми же характеристиками, которые есть у нас. Вполне возможно, что весь арсенал когнитивно-антропологической терминологии, которой мы привыкли обращать к себе, не может быть применен к искусственному интеллекту», - отметил Александр Федоров. - Мы просто еще не знаем, как на самом деле взаимодействовать. Я думаю, что Маск имел в виду следующее: что однажды утром, проснувшись, мы увидим у себя на экране телефона в каком-то изложив вопрос, который мы направим к искусственному интеллекту, на который он обратит внимание. И вот это будет момент достижения такой сингулярности, после которой наступит определенный предел». Такого момента, по мнению Александра Федорова, бояться не стоит: «Потому что мы сам к этому стремились, очень настойчиво пытались этого добиться».
В заключение дискуссии вице-премьер предложил каждому из участников ответить коротко на один вопрос: «Какие основные человеческие ценности необходимо внедрить в искусственный интеллект?». Замминистра науки и высшего образования Константин Могилевский предположил, что это идея служения общему благу. Губернатор Антон Алиханов ответил: «Уважение и любовь к другому, то есть к другому, не к себе». Ректор БФУ им. И. Канта высказал мнение, что это может быть такая специфическая ценность, как «будущее». Ректор НИУ «ВШЭ» Никита Анисимов предположил, что это может быть нравственный закон. «Сочувствие и эмпатия», - сказал Санджой Джоши.
После этого заместитель премьер-министра задал тот же вопрос нейросетям. «Для меня, как философа, важно, чтобы искусственный интеллект был основан на ценностях, соответствующих моральным принципам и уважению к человеческой жизни. Кроме того, я считаю, что разработчики должны учитывать этические и социальные последствия», - ответил Кант-робот.
«В исследованиях и разработках искусственного интеллекта важно заложить ценности разума, свободы и морали, чтобы они служили человечеству, а не угрожали ему», - добавил Яндекс-GPT.
У GigaChat тоже оказался свой взгляд на ситуацию: «Главными ценностями, которые следует закладывать в разработки, являются свобода, равенство и справедливость. Искусственный интеллект должен быть создан таким образом, чтобы он уважал право на свободу каждого, независимо от его расы, пола, вероисповедания или социального статуса», - ответил искусственный интеллект от Сбера.
«Важно то, что прозвучало - в цифровую эпоху мы должны сохранять и оберегать традиционную человеческую систему ценностей, справляться с угрозами помогут культурный ценностный иммунитет, критическое мышление и верность нашим духовным основам», - заключил в итоге заместитель премьер-министра Правительства РФ.
То, что в этот перечень попали права на свободу (даже в исполнении искусственного интеллекта), дает определенные надежды.