Роботы Сяо Цун в школе иностранных языков Hailiang в Шаосине, Китай, активно взаимодействуют с учениками, играя и ведя разговоры.
Павел Дуров, известный интернет-предприниматель, считает успех китайских стартапов закономерным и связывает его с более эффективной системой образования в Китае, по сравнению с западной моделью, особенно в США.
Дуров подчеркивает, что образовательные принципы, используемые в Китае, во многом напоминают советские подходы.
Китайские ученики традиционно показывают высокие результаты на международных олимпиадах по математике и программированию, что свидетельствует о качестве их подготовки в области естественных наук.
Это связано с жесткой конкуренцией, основанной на советской модели, что открывает больше возможностей для талантливых студентов.
В отличие от этого, западные школы, по мнению Дурова, применяют более «щадящую» модель, избегая конкурентного давления.
Запрет на публикацию оценок и рейтингов направлен, прежде всего, на защиту учеников от стресса и насмешек, однако такие ограничения могут демотивировать наиболее одаренных учеников.
Дуров акцентирует внимание на том, что конкуренция является важным аспектом образования, и для студентов абсолютно естественно воспринимать учебу как соревнование.
Он находит, что устранение проигравших также ведет к уничтожению победителей, подчеркивая необходимость здоровой конкуренции в образовательном процессе.
В современном образовании важным аспектом является наличие критического мышления, взаимодействия с гаджетами и развития эмоционального интеллекта.
В частности, отсутствие прозрачности в успеваемости учеников делает обучение менее привлекательным для амбициозных подростков.
Как отмечает Дуров, многие талантливые дети сегодня предпочитают соревновательные видеоигры, где можно сразу увидеть свои результаты и рейтинг.
Это подчеркивает, что поощрение за любые достижения, без учета реальных результатов, может создать «тепличные условия».
В результате, когда такие дети выходят на рынок труда, они сталкиваются с жесткой конкуренцией и интенсивными оценками, которые резко контрастируют с их прежним опытом.
Дуров также указывает на то, что если система образования не изменится, Америка рискует отстать от технологий, развиваемых в других странах, таких как Китай.
Важно учесть, что конкурсные механизмы в обучении могут мотивировать студентов, способствуя установлению реалистичных ожиданий.
Это мнение высказала школьный психолог Людмила Авдеева, подчеркнувшие необходимость интеграции принципов конкуренции и оценки в образовательный процесс.
По мнению Людмилы Авдеевой, конкуренция и кооперация являются важными, взаимодополняющими аспектами социальной жизни и природы человека. Отказ от одного из них негативно сказывается на качестве процессов и результатов деятельности.
Авдеева поделилась опытом работы в двух различных школьных системах. В одной из них преобладала конкуренция, а в другой - кооперация. Результаты оказались более высокими в школе с конкурентной средой, о чем свидетельствуют баллы на ЕГЭ и результаты олимпиад. Однако в этой школе также активно формировалась идентичность учащихся как части конкретного коллектива, создавая ощущение школьного «мы». Кроме того, в такой среде развивались вертикальные связи через сообщества, что считалось конкурентным преимуществом.
Вторая школа, с точки зрения Авдеевой, изначально была нацелена на противопоставление советским принципам, включая конкуренцию. По ее мнению, страх перед сравнением и избегание фрустрации нередко приводят к деградации личности. Постоянная защита от сложностей может лишь инфантилизировать ребенка, делая его более уязвимым в будущем. Авдеева подчеркивает важность баланса между конкуренцией и кооперацией, который способствует повышению мотивации у учеников.
Павел Дуров также поднимал сходные темы, подчеркивая актуальность обратного обращения российской образовательной системы к советским принципам обучения. Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что современное российское образование ориентируется на лучшие практики советской школы, которая была известна своим качественным обучением. Кравцов уверен, что образовательно-система сможет вернуть утраченные позиции.
Авдеева утверждает, что необходимо обучать детей кооперации наряду с конкуренцией, чтобы успешно объединяться в команды для достижения общих целей. В ситуациях высокой конкуренции важно присутствие сильной психологической службы и поддержки родителей, чтобы избежать перфекционизма. Справедливая оценка усилий детей должна стать задачей взрослых, что может быть осуществлено с помощью психологов.