Первая в России кафедра киберпсихологии была открыта в Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского. Ее выпускниками становятся уникальные специалисты, объединяющие компетенции в области психологии, нейронаук и информационных технологий, как сообщает пресс-служба университета.
Киберпсихология занимается изучением взаимодействия человека с виртуальными окружениями: как мы устанавливаем контакт с программами, сайтами, играми, и как сделать эту коммуникацию более удобной и эффективной. Сегодня киберпсихология превращается в самостоятельное научное направление, а ННГУ выступает пионером в этой сфере.
В университете действует лаборатория киберпсихологии, разрабатывается магистерская программа, готовится первый учебник по этой дисциплине. Благодаря кафедре молодые ученые могут участвовать в исследованиях и развивать собственные проекты уже на уровне бакалавриата, как рассказала заведующая лабораторией киберпсихологии ННГУ Валерия Демарева.
Студенты этой кафедры принимают участие не только в аналитике, но и в разработке новых ИТ-решений. Например, создаются устройства для оценки психологического состояния киберспортсменов, детекторы стресса для профессионалов различных областей — от машинистов до специалистов на удаленной работе, умная одежда с сенсорами, отслеживающими физиологические данные сотрудников в течение рабочего дня.
Все эти технологии разрабатываются киберпсихологами ННГУ для решения задач как бизнеса, так и государственных органов. Выпускники магистерской программы по киберпсихологии ННГУ работают специалистами по юзабилити в крупных российских ИТ-компаниях и тестируют пользовательские интерфейсы новых веб-сайтов и информационных продуктов.
Проводится исследование, направленное на определение удобства использования продукции компании клиентами, а также предоставляются рекомендации разработчикам и дизайнерам на основе объективных научных данных.
Отличительной чертой подходов специалистов является уделенное внимание человеку. Анализ основывается на психологии пользователя.
В типичных командах, где присутствуют маркетологи, дизайнеры и разработчики, часто отсутствуют объективные критерии оценки удобства сайта или приложения. Сотрудники кафедры киберпсихологии основываясь на результаты тестов и экспериментов, могут определить, каким образом улучшить продукт с целью повышения его популярности, - отметила Валерия Демарева.
Ученые подчеркнули, что количество запросов на подобную аналитику постоянно растет. Не случайно один из ключевых проектов лаборатории киберпсихологии ННГУ связан с нейромаркетингом.
На сегодняшний день магистерская программа по киберпсихологии объединяет когнитивные и нейронаучные науки с базовыми знаниями в области информационных технологий. Заведующие факультетом планируют углубить программу обучения, чтобы выпускники могли получить полноценную специальность в области информационных технологий.
Уже сейчас киберпсихологи ННГУ проходят курсы по программированию и обработке больших объемов данных.