Изменения в законодательстве России касательно VPN и информации в интернете

Авг 4, 2024 / 09:48

Активное развитие виртуальных частных сетей (VPN) и их широкое распространение среди пользователей интернета привели к тому, что регулирующие органы начали учитывать специфику этих сервисов в своей политике. В частности, Роскомнадзор России принял решение о внесении поправок в существующее законодательство, касающееся распространения информации в сети. В соответствии с новыми предложениями, научная и статистическая информация о VPN-сервисах будет исключена из перечня материалов, подлежащих запрету и блокировке в стране. Данный проект приказа оказался на стадии общественного обсуждения и будет действовать до 5 августа текущего года, что предоставляет возможность гражданам выразить свои мнения и предложить свои дополнения.

Изменения в законодательстве России касательно VPN и информации в интернете

С момента введения в действие закона от 2006 года, Роскомнадзор стал вести Единый реестр доменных имен и сетевых адресов, которые содержат информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации. Ведомство активно работает над блокировкой такого контента, который включает в себя различные категории запрещенной информации. В этот список входят такие наиболее чувствительные темы, как детская порнография, наркопродукция, азартные игры, нелегальная продажа алкоголя, информация о производстве взрывчатых веществ и оружия, а также содержание, содержащее пропаганду ЛГБТ-идей, педофилии, суицида и ряд других моментов.

Важно отметить, что блокировка веб-ресурсов, содержащих данную информацию, может происходить без предварительного судебного решения, что также расширяет полномочия Роскомнадзора в вопросах обеспечения безопасности в интернете. Однако имеется ряд случаев, когда блокировка информации требует наличия судебного акта. К примеру, случаи, касающиеся экстремистской деятельности, клеветы в сети и другой подобной информации, должны быть обоснованы решением суда.

С 1 марта 2024 года на повестку дня также встает вопрос о блокировке информации, которая рекламирует или распространяет средства обхода существующих блокировок, предназначенных для доступа к запрещенному контенту. Это значит, что Роскомнадзор теперь будет проверять и блокировать не только сам контент, но и средства, позволяющие пользователям его обойти. Данная мера была осуществлена на основании принятого ранее федерального закона, который однозначно определяет рамки для действий ведомства в отношении VPN-сервисов.

Таким образом, теперь Роскомнадзор установил четкие критерии, необходимые для блокировки сайтов, которые содержат информацию о VPN-технологиях. Важно понимать, что целью таких инициатив является усиление контроля над информационным потоком в интернете, а также защита граждан от возможных угроз, связанных с незаконным контентом.

Поскольку общественное обсуждение поправок еще продолжается, представителям гражданского общества и профессионалами в области интернет-регулирования будет интересно следить за тем, как будут развиваться события дальше и какие изменения ещё могут быть внесены в действующее законодательство. Возможно, данные изменения могут привести к тому, что научные подходы и статистика, касающиеся VPN-сервисов, станут более доступными для исследования и анализа, что может благотворно сказаться на понимании и использовании этих технологий в будущем.

В соответствии с новыми инициативами, ресурсы могут быть подвержены блокировке, если они предоставляют сведения о методах доступа к запрещённой информации, стимулируют использование таких методов или содержат предложения по приобретению VPN-сервисов, позволяющих обойти действующие ограничения. Тем не менее, в ведомстве возникли решения об изменении подходов к блокировке информации, включая исключение научной, научно-технической и статистической информации, связанной с VPN-сервисами. Такое изменение объясняется тем, что эти сервисы могут быть использованы государственными органами для обеспечения защищенного доступа к информации, как об этом говорится в пояснительной записке к новому проекту приказа.

Разработка новых критериев необходима, поскольку наряду с вредоносными приложениями существуют добросовестные VPN-сервисы, которые российские компании используют для защиты внутреннего трафика. Заместитель председателя IT-комитета Госдумы Антон Горелкин пояснил в интервью «Парламентской газете», что речь идет о тех ресурсах, которые не подлежат блокировке, а также о научных обоснованиях технологии VPN, которые также не должны подвергаться ограничениям.

Согласно действующему законодательству, вступившему в силу 1 марта, основной задачей является предотвращение распространения информации, способствующей популяризации VPN. Запрещение распространения таких ресурсов можно рассматривать как попытку подстрекательства граждан к нарушениям закона, что связано с желанием получить доступ к информации, которая изначально была запрещена. В таком контексте стоит отметить, что исчерпывающий список запрещенной информации, а также материалы из реестра Роскомнадзора, доступны на официальном сайте этого ведомства. Интернет-провайдеры обязаны проверять этот список, чтобы своевременно ограничить доступ к ресурсам, которые попадают под действие закона.

Однако для пользователей также предусмотрены инструменты, позволяющие им следить за актуальной информацией о блокировках. Одним из таких инструментов является универсальный сервис, где можно проверить доступность сайта. С помощью этого ресурса, доступного по адресу http://blocklist.rkn.gov.ru/, пользователи могут ввести URL-адрес и проверить, находится ли он в реестре запрещённых сайтов.

Кроме того, предусмотрен механизм, благодаря которому сайты могут быть исключены из черного списка. Это создаёт возможность для легитимных ресурсов возвращаться в общий доступ после устранения обнаруженных нарушений. Таким образом, данное нововведение, помимо защиты государственных интересов, может способствовать большей гибкости в регулировании интернет-ресурсов и учитывать потребности бизнеса, который нуждается в безопасном обмене информацией.

Таким образом, изменения в законодательстве направлены на поиск баланса между необходимостью защищать людей от доступа к запрещенной информации и уважением к правам пользователей на легитимные средства защиты информации, такие как VPN. Идея ограничения доступа к определённым видам информации по-прежнему остаётся актуальной, но новое сопротивление к блокировке информации о VPN-сервисах свидетельствует о понимании её важности для функционирования современных технологий и бизнеса в России.

Для разблокировки сайта, который был заблокирован, владельцу ресурса, провайдеру хостинга или оператору связи необходимо обратиться в Роскомнадзор. Данное ведомство в случае удаления запрещенной информации или наличия решения суда о снятии блокировки принимает решение и разблокирует ресурс в течение трех дней.

Согласно мнению сенатора Артема Шейкина, единственный реестр показывает свою важность в обеспечении информационной безопасности государства. Он отметил в интервью «Парламентской газете», что реестр демонстрирует высокий уровень реализации мер по борьбе с распространением запрещенной информации в интернете. Обязанности по регулярному мониторингу и фильтрации контента теперь ложатся на социальные сети и другие интернет-ресурсы, а также на различные ведомства. Это, по мнению сенатора, позволяет поддерживать принципы прозрачности и безопасности и защищает интересы граждан Российской Федерации.

Роскомнадзор разработал четкие критерии для классификации запрещенного контента, на основании которых принимаются решения о блокировке. Например, для выявления детской порнографии одним из основных критериев является наличие изображений, где ребенок изображен в откровенно сексуальных действиях, а также информация о производстве и продаже соответствующих аудиовизуальных материалов. Важным показателем также является содержание информации, которая демонстрирует возбуждение сексуальных чувств в отношении несовершеннолетних, а также реклама различных мероприятий, связанных с детской порнографией.

Что касается информации, способствующей пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений, то к критериям оценки относятся убеждения в привлекательности таких отношений и формирование положительного имиджа их участников. Роскомнадзор блокирует публикации, где упоминаются преимущества нетрадиционных отношений в сравнении с традиционными, а также информация, которая может способствовать положительному восприятию смены пола.

Работа Роскомнадзора по борьбе с запрещенной информацией не ограничивается только контентом, связанным с детской порнографией и нетрадиционными отношениями. Например, решения о блокировании рекламы наркотических веществ поступают в Роскомнадзор от МВД, тогда как информация о методах самоубийства передается в ведомство от Роспотребнадзора. Вместе с тем, блокировка ресурсов, которые занимаются незаконной продажей медикаментов в интернете, осуществляется в сотрудничестве с Росздравнадзором. При этом упомянутые ведомства имеют возможность не только самостоятельно выявлять такие источники информации, но и реагировать на жалобы граждан.

Существуют определенные исключения из правил. Например, критерии, касающиеся информации о самоубийствах или о детях, которые стали жертвами преступлений, не применяются к средствам массовой информации. Это означает, что научные, статистические публикации, а также материалы, обладающие значительной исторической и художественной ценностью, не подлежат оценке по тем же критериям, что и другие типы контента. В результате разработки и внедрения таких критериев Роскомнадзор старается не только защитить общественные интересы, но и поддержать баланс между информационной безопасностью и правом граждан на свободный доступ к информации.

По материалам: news.rambler.ru