История и роль ЕГЭ в российской системе образования

Июн 2, 2024 / 01:21

Система ЕГЭ была введена 23 года назад как механизм отбора абитуриентов в вузы. Целью единого экзамена было уравнивание возможностей поступления в вузы для школьников из разных регионов и населенных пунктов.

Однако критики высказывают мнение, что ЕГЭ не полностью решил проблему доступности высшего образования. Введение ЕГЭ позволило повысить образовательную мобильность, улучшив шансы на поступление в желаемый вуз для абитуриентов из малых городов и сельской местности, однако абитуриенты из крупных городов по-прежнему имеют определенное преимущество. Это преимущество можно компенсировать за счет различных дополнительных образовательных программ.

История и роль ЕГЭ в российской системе образования

Стандартизированный экзамен помогает сгладить образовательное неравенство, так как его сдача не зависит от географического расположения абитуриента. Программа ЕГЭ более точно отражает школьную программу по сравнению с экзаменационными вариантами, которые ранее предлагались вузами. Оценочная система стала более прозрачной и объективной, а результаты ЕГЭ сопоставимы для учащихся из разных школ и регионов.

Введение ЕГЭ позволило устранить многие нечестные практики при поступлении. Кроме того, абитуриентам теперь доступна возможность подачи заявлений в несколько вузов, что также способствует повышению доступности высшего образования.

В этом году была введена возможность пересдачи одного ЕГЭ для завершения приемной кампании в вузах.

Однако исследования показывают, что результаты ЕГЭ - основного критерия для зачисления - помимо способностей и мотивации абитуриента, оказывают влияние характеристики семьи, школьного и дополнительного обучения, а также различия в социально-экономическом развитии.

Так, дети из семей, где хотя бы у одного родителя есть диплом о выший образовании, получают более высокие баллы за счет большей вовлеченности взрослых в образовательный процесс.

Кроме того, существует положительная и статистически значимая связь между доходом родителей и результативностью учащихся, поскольку деньги определяют возможности для платной дополнительной подготовки, а также позволяют оплачивать обучение в выбранном вузе на коммерческой основе, если абитуриент не поступит на бюджетное место.

Таким образом, семейные ресурсы (материальные и нематериальные) положительно сказываются на успеваемости, что отражается в баллах ЕГЭ и шансах на поступление в выбранный вуз.

Среди жителей небольших городов и сельской местности в среднем ниже доля людей с высшим образованием, более скромное материальное положение.

Кроме того, в больших городах более широкий выбор школ и высшее качество среднего образования, а также программ дополнительной подготовки.

Школьники из сельской местности могут быть ограничены в выборе образовательного учреждения еще и тем, что для обучения в вузе им необходимо будет менять место жительства, а это влечет за собой новые, не для всех посильные расходы.

Результаты опроса студентов-первокурсников, проведенного в рамках мониторинга экономики образования в 2022 году, показывают, что абитуриенты из «Москвы» и «Петербурга» получают значительно более высокие баллы ЕГЭ.

Различие между абитуриентами из столичных регионов по показателю баллов на экзамене ЕГЭ может достигать до 8 баллов из 100.

Однако, даже при одинаковых баллах, ученики из столичных регионов предпочитают выбирать престижные вузы с высоким уровнем ЕГЭ для поступления. Это различие может быть еще более существенным и в среднем достигать 13 баллов из 100.

Следовательно, студенты из крупных населенных пунктов сталкиваются с неравенством как минимум в двух аспектах: в период подготовки к поступлению (выраженном в баллах ЕГЭ) и в процессе поступления (при выборе учебного заведения определенного качества или уровня селективности).

Абитуриенты из больших городов выигрывают от стандартизированной системы отбора, также, как это было ранее, потому что сталкиваются с меньшими преградами в сравнении с сельскими абитуриентами.

Отсутствие дополнительной поддержки для последних приводит к образовательному неравенству, которое может закрепить неравенство на рынке труда, а институт высшего образования, вместо того чтобы служить социальным лифтом, лишь усиливает социальное расслоение в обществе.

Необходимо создавать программы информационной и организационной поддержки семей, так как низкий уровень культурного капитала у родителей способствует возникновению и развитию неравенства; проводить программы академической поддержки для школьников сельской местности и малых городов (инвестирование в качество школьного образования), потому что успех в учебе имеет значительное статистическое влияние на результаты ЕГЭ и уровень селективности вуза; развивать онлайн-репетиторство, так как это способствует предоставлению дополнительных образовательных услуг с меньшими затратами и обеспечивает равные возможности для всех учеников независимо от их фактического местоположения.

По материалам: expert.ru