Ежегодный фестиваль научных открытий Arctic Wave прошел в Молодежном центре в шестой раз подряд. Главной темой этого года стала инженерия. Arctic Wave является одним из самых крупных совместных проектов администрации города и компании «Норникель».
На этот раз за два дня фестиваль посетили более трех тысяч человек. В рамках мероприятия было представлено множество интересных развлечений - от интерактивного квеста для поклонников Гарри Поттера до высокотехнологичных VR-программ для дизайнеров, инженеров и специалистов по робототехнике.
Ответственный за VR-зону Иван Котнаровский поделился восторгом по поводу возможностей виртуальной реальности: «На нашей VR-площадке мы предлагаем всем желающим познакомиться с уникальной программой, где можно создавать 3D-модели и макеты. Одной из особенностей является возможность коллективной работы. Даже в рамках фестиваля мы можем вместить одновременно четырех человек, которые могут работать над совместным проектом».
VR-технологии предоставляют уникальную возможность детально исследовать создаваемые модели, разглядывать их размеры и структуру. Как отмечает Иван, это особенно важно для инженеров и дизайнеров, которым необходимо учесть каждую мелочь перед тем как начинать реальное производство.
Такие технологии уже широко используются крупными компаниями, однако на фестивале была представлена упрощенная версия без тактильных перчаток. Участники могли создавать различные объекты, такие как мотоциклы, и детально изучать их устройство. Использование виртуальной реальности позволяет ускорить процесс разработки и улучшить качество проектов.
Благодаря Arctic Wave люди имеют возможность погрузиться в мир инноваций и узнать о последних технологических достижениях на практике, что способствует дальнейшему развитию области инженерии и науки.
Для гостей фестиваля было организовано множество увлекательных мастер-классов. Например, посетителям предлагалось создать объемный макет города Норильска, используя стабилизированный мох, изготовить одежду из переработанного мусора, принять участие в лабораторных экспериментах по изучению грунта и даже проверить свежесть купленного в магазине мяса и рыбы.
Один из участников фестиваля, Полина Почагова из Таймырского колледжа, делилась своими знаниями о том, как можно самостоятельно проверить качество мяса и рыбы при помощи специальных тест-полосок. Для этого необходимо поместить смоченные в воде полоски на образец продукта. Если лакмусовая бумага не меняет цвет синего на красный, то продукт пригоден к употреблению. В случае изменения цвета на красный следует избегать употребления такого продукта, так как он испорчен.
Большой интерес у гостей вызвали мастер-классы от различных научных организаций, таких как «IT-Куб», Станция юных техников, «Фаблаб» и другие. Например, «Фаблаб» проводил занимательный мастер-класс по созданию модели антигравитационного стола, который поддерживает равновесие с помощью системы противовесов. Участники фестиваля могли увидеть робособаку по имени Гоша и новейшего робота по имени Адам, представленных фабрикантами.
Продвижение технологического образования сегодня является очень важной задачей, поэтому важно проводить подобные мероприятия, чтобы вдохновить молодежь на изучение науки и техники. Елена Преображенская подчеркнула значимость участия школьников в фестивале «Город инженерных решений», где они могут окунуться в мир изобретательства и творчества.
Кроме мастер-классов, участники фестиваля могли послушать интересные лекции от экспертов о современных космических разработках и о влиянии изучения насекомых на развитие робототехники.
Я - профессиональный зоолог. На одной из моих лекций я осветил, как зоология оказывает влияние на развитие технологий. Например, благодаря изучению акульей шкуры были созданы более совершенные медицинские катетеры, а исследование маленьких насекомых вдохновляет на разработку нанороботов, - рассказывает Илья Гомыранов, который является сотрудником Сколковского института науки и технологий.
Благодаря изучению жучков размером меньше одноклеточного существа, мы установили, что они не летают, а скорее плавают в воздухе, и этот метод перемещения вдохновил создание микророботов. Эти роботы могут передвигаться по кровеносной системе человека, чтобы ликвидировать тромбы либо целенаправленно доставлять лекарства в нужные участки организма и даже в определенные клетки. Такая технология уже существует в виде прототипов, и я уверен, что вскоре она будет широко применяться.
Одним из участников фестиваля была игровая зона, где школьники могли отдохнуть от учебы и поиграть в настольные игры, поиграть в виртуальный футбол или отправиться в виртуальное психоделическое пространство, созданное на основе норильских ландшафтов. Привлечены гости были удивлены творчеством молодых изобретателей.
Некоторые их проекты нацелены на решение повседневных проблем, например, создана дорожная щетка для зубов, в корпус которой встроена УФП-лампа, повышающая гигиену. Другие идеи воплощают в себе решения глобальных проблем, например, использование искусственных водорослей для извлечения кислорода из воды.
В рамках фестиваля проходил финал конкурса юных изобретателей IMAKE, на котором 21 финалист представил свои проекты перед жюри.
Этот год выдался богатым на интересные проекты. Все ребята, участвующие в них, заслуживают похвалы за свои таланты и усилия. Некоторые идеи настолько хорошо проработаны, что кажется, что можно начинать их реализацию уже завтра. Другие проекты, хоть и находятся на стыке научной фантастики, тоже заслуживают внимания. Ведь в юном возрасте, как считает Дмитрий Богданов, вице-президент бизнес-школы Российского союза промышленников и предпринимателей, именно время для фантазий и творчества.
Он высказывает надежду, что участники проектов будут развивать свои изобретательские способности и осуществят свои мечты, выбрав инженерный путь в будущем. Все финалисты этого года безусловно обладают талантом. Среди победителей конкурса можно найти уже опытных изобретателей. Например, ученик восьмого класса "Степан Войтенко", который впервые попал в финал IMAKE в возрасте десяти лет.
Его первым изобретением была вилка с вращающейся головкой для малышей, чтобы им было удобнее есть спагетти. Позже он представил миниатюрную настольную плавильню для пластика с пресс-формой, что позволяет делать мелкие предметы из вторсырья. В этом году Степан разработал рюкзак без наплечных лямок. Этот рюкзак крепится с помощью поясного ремня-самосброса и двух пропусков под руки, что позволяет распределить нагрузку с плеч и спины на ноги. В отличие от обычных рюкзаков, где основная нагрузка ложится на плечи, и туристических, где нагрузка идет на пояс, это изобретение может быть очень полезным для людей с слабыми или проблемными плечами и спиной.
Степан говорит, что он уже использовал этот рюкзак в походе на Шмидтиху и он отлично подходит для таких поездок. Даже с весом в 10 килограммов, путь кажется легче благодаря этому изобретению.
Идея изобретения часто рождается из личных проблем и неудобств, с которыми приходится сталкиваться. Одной из таких проблем была необходимость постоянно бегать с утюгом от стационарной гладильной доски до розетки и обратно. Для студентки Физико-математической школы при СФУ в Красноярске это было особенно затруднительно, поэтому она принялась за разработку проекта, который мог бы упростить этот процесс.
Результатом стало изобретение утюга под названием «Индюг», который работает на принципе магнитной индукции. Вместо подключения к розетке утюг имеет передающую катушку в подставке и принимающую катушку в самом утюге. Это позволяет создать беспроводное устройство, которое не только удобно в использовании, но и безопасно, так как снижается риск пожара.
У создательницы есть расчеты и 3D-модель, и прототип утюга возможно будет готов к следующему фестивалю. Так же, как и с её предыдущим изобретением - насадкой для пылесоса с функцией выбивания пыли, которое было представлено прошлого года и на следующем фестивале будет представлена рабочая модель.
Участники конкурса получили памятные знаки и дипломы, которые могут быть полезны при поступлении в технические вузы в приемной комиссии. Итак, весь процесс изобретения - от возникновения идеи до создания рабочей модели - является интересным и творческим процессом, который может принести удовлетворение и признание.