На прошлой неделе в сфере высоких технологий произошло знаковое событие — Федеральный суд США вынес решение о признании Google монополистом. Это решение подчеркивает значимость позиции, которую занимает эта американская технологическая корпорация в глобальной индустрии информационных технологий.
Корпорация была основана в 1998 году студентами Стэнфордского университета Ларри Пэйджем и Сергеем Брином. В начале 2000-х годов Google занял прочное место на рынке поисковых систем и с тех пор продолжает доминировать в этой области.
По сведениям аналитического сервиса Statcounter, на июль 2024 года доля Google на рынке стационарных ПК достигает впечатляющих 80,4%. Если учитывать все доступные платформы, включая персональные компьютеры, планшеты и мобильные устройства, эта доля превышает 90%.
В ряде стран мира Google обрабатывает от 70 до 90% всех поисковых запросов, хотя с существующей конкуренцией со стороны местных поисковых систем, таких как «Яндекс» в России, «Baidu» в Китае и «Naver» в Южной Корее, он сталкивается с серьезными вызовами.
По данным Similarweb за июль 2024 года, сайт Google.com является самым посещаемым интернет-ресурсом с 84,3 миллиарда уникальных визитов в месяц. На втором месте находится видеохостинг «YouTube» с показателем в 30,3 миллиарда визитов, который также является частью экосистемы Google с тех пор, как компания приобрела его в 2006 году.
Андроид, операционная система, купленная Google в 2005 году, уже установлена на более чем 3 миллиардах устройств по всему миру, охватывающим 190 стран, что делает ее самой популярной мобильной платформой.
По состоянию на 2023 год в официальном магазине Google Play числится около 2,6 миллиона приложений для операционной системы Android, общая число загрузок превышает 113 миллиардов.
Что касается браузеров, то Google Chrome, запущенный в 2008 году, контролирует порядка 60% мирового рынка браузеров, согласно данным GlobalStats. Кроме того, основная часть доходов Google формируется за счет рекламы.
В 2023 году рекламная выручка компании достигла рекордных $237,855 миллиардов долларов, без учета доходов, полученных от рекламы на «YouTube».
Данная сумма значительно превышает затраты большинства крупных рекламных рынков на планете, кроме Соединенных Штатов Америки. Рекламные доходы главного соперника Facebook, принадлежащего компании Meta, которая в России признана экстремистской и запрещена, составляют всего $131,9 миллиарда, что почти в два раза меньше.
Выход Google на фондовую биржу состоялся 20 лет назад, в день 19 августа 2004 года. Сегодня Alphabet, материнская компания Google, считается одной из шести самых значительных технологических корпораций мира, ее капитализация составляет более $1 триллиона.
Акции этих шести технологических гигантов стоят больше, чем сотни других компаний, входящих в индекс S&P 500, а по стоимости они сопоставимы или даже превосходят целые экономики различных стран.
Свежий отчет, опубликованный порталом Visual Capitalist, продемонстрировал, что энергозатраты этих технологических массивов и их дата-центров аналогичны энергетическим ресурсам целых стран. Например, потребление электроэнергии Google, равное 24 ТВт·ч, превышает уровень потребления всей Иордании, где проживает 11 миллионов человек, и Ганы с населением 34 миллиона человек.
На текущий момент неизвестно, какие последствия ожидают Google после недавнего решения американского суда, однако Европейский Союз уже неоднократно накладывал на американские технологические гиганты крупные штрафы за нарушения антимонопольных норм.
Рекорд по размеру штрафов также принадлежит Google, который в период с 2017 по 2019 годы был оштрафован на сумму €8,3 миллиарда за несоблюдение правил конкуренции в Европе.
Dominance Google в области интернет-поиска так велика, что даже слово «google» превратилось в глагол, означающий поиск информации в интернете, и было официально включено в англоязычные словари в середине 2000-х. Это слово также вошло и в другие языки, и на русском языке у нас есть аналогичный глагол «гуглить».
В то время как у Яндекса, который занимает доминирующие позиции на российском рынке поиска, пока нет такого аналога.
Оказывая значительное влияние на глобальный рынок, Google стал не только лидером в своих убеждениях, но и необоримым символом того, как технологии могут изменить способы поиска информации и взаимодействия с цифровыми данными.
Мир, в котором мы сейчас живем, трудно представить без Google; его услуги используются миллиардами людей по всему миру, что открывает огромные возможности для развития бизнеса, взаимодействия и коммуникации.
Однако с ростом власти и влияния Google время от времени возникают вопросы о правомерности и этичности его действий на рынке. Все это поднимает интересные и важные дискуссии о будущем технологий и их влиянии на общество.