В России с 2022 по 2031 годы объявлено Десятилетие науки и технологий, что было утверждено указом Президента Владимира Путина. Главная цель этого периода — повысить значение науки и технологий в решении актуальных задач социально-экономического развития, а также привлечь талантливую молодежь в сферу исследований и разработок. Эксперты и общественные деятели обсуждают мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей.
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, предлагает ряд ключевых инициатив. Важнейшим шагом, по его мнению, является отказ от простого импортозамещения — замены зарубежных технологий на китайские — и переход к новой индустриализации. Это связано с критическим состоянием отечественного производства: сейчас в России производится лишь 5-10% станков и 3% тракторов по сравнению с уровнем Советского Союза. Новая индустриализация необходима для обеспечения национальной безопасности.

Кроме того, Смолин подчеркивает необходимость исполнения президентских указов, касающихся финансирования науки. Так, указ №642 требует, чтобы расходы федерального бюджета на исследовательскую деятельность составляли не менее 1% от валового внутреннего продукта, в то время как фактически государственные инвестиции составляют всего 0,4% ВВП — в 2,5 раза ниже установленного уровня.
Также стоит определить приоритетные направления исследований, аналогично советскому атомному проекту. Смолин выделяет, в частности, проект в области информационных технологий и искусственного интеллекта, который мог бы стать одним из приоритетных для развития науки в России. Эти меры могут существенно поднять уровень научных исследований и улучшить их интеграцию в экономику страны.
В отличие от Китая, где существуют эффективные программы в области биотехнологий, Россия сталкивается с проблемами финансирования научных разработок. Проекты по созданию собственных лекарств и борьбе с серьезными заболеваниями не получают должного внимания и ресурсов.
На недавнем заседании комитета под руководством Валерия Фалькова обсуждались научные исследования, направленные на борьбу с коронавирусом, но дополнительные финансирования от Минфина не было. В результате, министерство вынуждено перераспределять средства внутри своей стратегии.
Недостаточное выполнение указа президента о повышении зарплат научным работникам также остается на повестке дня. Множество ученых не получают заработную плату, на которую имеют право, что критично для поддержания мотивации в науке.
Кроме того, важным аспектом является необходимость закупки современного оборудования и улучшение жилищных условий для молодых ученых. Существующая программа по обеспечению жильем имеет строгие критерии, что ограничивает её доступность для многих.
Продолжающаяся утечка кадров младше 35 лет из страны вызывает большое беспокойство. Важно создать условия для возвращения талантливых ученых в Россию, как это происходило в эпоху Петра I и советское время.
Алексей Бобровский, доктор химических наук и профессор РАН, высказал мнение о необходимости возрождения Российского фонда фундаментальных исследований. Этот фонд был важной поддержкой для ученых, позволяя финансировать их работу напрямую, что способствует развитию науки и удержанию талантов в стране.
Наличие грантов существенно упрощает процесс приобретения необходимого оборудования и материалов для научных исследований, позволяя свободно выбирать источники финансирования. В отличие от системы госзакупок, которая требует много времени и сил, получение средств через гранты происходит быстрее и менее затруднительно, что важно для полноценного развития науки.
Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) раньше предлагал разнообразные грантовые программы, помогающие аспирантам и финансирующие поездки на научные конференции, но сейчас система финансирования изменилась, что создает дополнительные трудности.
Поэтому необходимо внедрять целевые стипендии от госкорпораций для аспирантов, которые занимаются исследовательскими проектами. Также стоит разработать систему грантов для изобретений и открытий, связанных с инновациями в этих организациях. Кроме того, увеличение стипендий всем аспирантам поможет им сосредоточиться на научной деятельности, не отвлекаясь на подработки.
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) сталкивается с серьезными препятствиями в виде недостатка стандартизированных диагностических инструментов и проверенных методик работы.
Чтобы решить эту проблему, необходимо инициировать масштабные прикладные исследования, которые помогут разработать и апробировать как диагностические инструменты, так и подходы к обучению и коррекции детей с РАС.
Важным аспектом становится исследование эффективности существующих моделей взаимодействия с такими детьми. В результате такой работы можно создать реестр проверенных практик и технологий, основанных на доказательной базе.
Любовь Гогина, доцент кафедры деловой и политической журналистики ИГСУ РАНХиГС, отметила, что десять лет - это оптимальный срок для осуществления преобразований в российской науке, а не просто очередное формальное объявление года науки.
Главное, чтобы запланированные мероприятия не оказались лишь очередной чередой формальных обсуждений, как это было с предыдущими реформами в других областях. Общество требует прикладных результатов от науки, поэтому исследования должны быть направлены на практическое применение знаний.
В то же время Наталья Гайворонская, заместитель руководителя отдела образования района Бобров Воронежской области, заметила, что в последние годы школы начали развиваться в специализированных направлениях, углубленно изучая предметы, такие как химия, биология, физика и математика.
Современная образовательная система сталкивается с проблемой недостаточной подготовки учеников к научным исследованиям и инновационным открытиям. Необходим длинный диалог между школами и вузами, что станет основой для полноценного сотрудничества. Важным шагом в этом направлении могут стать мастер-классы, проводимые преподавателями университетов, которые позволят школьникам напрямую общаться с учеными, задавать вопросы и получать советы по научной деятельности.
Фундаментальным условием успешного вовлечения молодежи в исследования является создание среды, стимулирующей интерес к науке. Романтизация процесса познания и осознание величия задач, стоящих перед человечеством, играют ключевую роль в воспитании новых талантов. Необходимо сделать акцент на том, чтобы исследовательская работа происходила не в рамках обязательной школьной программы, а в сфере дополнительного образования. Лишь так можно избежать имитации деятельности и привлечь тех, кто действительно заинтересован.
К сожалению, реальные примеры показывают, что система часто препятствует развитию науки. За примерами не надо далеко ходить: Пулковская обсерватория в Санкт-Петербурге, почитаемое научное учреждение, испытывает угрозу переработки в вычислительный центр. Это связано с застройкой, разрешенной рядом чиновников, что является полной противоположностью поддержке научных исследований. Формальные критерии эффективности, такие как количество публикаций или быстрое финансирование, не должны определять ценность научной работы, особенно в сфере фундаментальных исследований, где меры эффективности зачастую трудно предсказать.
Существующая проблема доступа к науке особенно остра для учащихся сельских школ. Хотя в городах, таких как Великий Новгород, есть такие инициативы, как «Кванториум», предоставляющие возможности для развития талантливых детей, сельская местность остается в стороне. Часто юные исследователи не имеют возможности заниматься наукой из-за нехватки преподавателей и недостатка финансирования в сельских школах. Это подчеркивает необходимость увеличения ресурсов для таких учреждений, а также возобновления практики интернатов для одаренных учеников при университетах.
Таким образом, нужно создать условия для активного участия молодежи в научной деятельности, обеспечить их ресурсами и возможностями, чтобы они могли раскрыть свои таланты и внести свой вклад в будущее науки.