Отечественная автомобильная промышленность вызывает множество эмоций и обсуждений. В последнее время она стала центром внимания, особенно после появления на рынке Aurus - российского премиального автомобиля. В связи с уходом с рынка таких брендов, как Mercedes-Benz и BMW, выбор автолюбителей в России сильно сузился, и Aurus стал одним из немногих вариантов.
В Татарстане, где автомобили Aurus собираются с 2021 года, возник интерес к этому проекту. Однако, несмотря на многообещающий старт, серийного производства так и не добились уже более 10 лет. Рассмотрим, что представляет собой Aurus, сколько стоит эта роскошь и насколько она востребована.
Нельзя не упомянуть о том, что даже президент России, Владимир Путин, уделяет внимание Aurus, делая подарок автомобильного бренда лидеру Северной Кореи - Ким Чен Ыну. По словам пресс-секретаря Путина, Дмитрия Пескова, подарен был автомобиль премиального сегмента, но конкретную модель не уточнили. Подарок был оценен как явное свидетельство дружественных отношений между Россией и Северной Кореей.
По мнению северокорейского агентства, этот жест стал самым лучшим подарком и символом особой связи между странами. Наверняка интерес к марке Aurus проявился у Ким Чен Ына еще в 2023 году, когда он встретился с Путиным на космодроме Восточный и, возможно, даже прокатился на Aurus.
В целом, Aurus привлекает внимание как символ российского автопрома и знак особого статуса, превращаясь в предмет роскоши и предмет гордости для отечественных производителей.
Ким Чен Ын рассмотрел Aurus, предложенный в подарок, и проявил интерес к этому автомобилю. Дмитрий Песков, пресс-секретарь Президента РФ, пояснил, что лидер КНДР понравилась машина, которую показал лично Владимир Путин, в результате чего было принято решение передать ее в качестве подарка.
Песков отметил, что Россия намерена развивать свои отношения со всеми соседями, включая Северную Корею. Некоторые СМИ сообщили, что Ким Чен Ын стал первым главой государства, которому Россия подарила подобный автомобиль.
Aurus, представленный Ким Чен Ыну, вызывает вопросы о том, как северокорейский лидер сможет использовать его, учитывая санкции ООН, запрещающие ввоз предметов роскоши в страну, включая автомобили.
Название Aurus связано с золотом и Россией — «Au» от Aurum (золото на латыни), а «Rus» — это обозначение России. Модель Aurus была разработана для озолотить отечественную автомобильную индустрию премиум-класса.
В рамках проекта, названного «Единая модульная платформа» (также известного как «Кортеж»), комплекс предназначен для производства автомобилей для представительского класса. Проект был запущен в 2013 году, с намерением сразу собрать автомобили для президента и впоследствии пересадить чиновников на Aurus. Реализацию осуществлял Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт по заказу Минпромторга.
Отечественное автомобилестроение планировалось развивать в рамках целой линейки моделей, которая включала в себя лимузин, седан, минивэн и внедорожник.
Эти модели были названы в честь «Сенатской», «Комендантской» и «Арсенальной» башен Московского Кремля: лимузин и седан получили название «Сенат», внедорожник — «Комендант», минивэн — «Арсенал».
После запуска проекта началась активная работа над конструкцией будущих машин.
Однако только через несколько лет удалось собрать президентский Aurus и провести эффектную презентацию, которая состоялась в мае 2018 года во время инаугурации президента России.
Именно тогда Владимир Путин впервые воспользовался не традиционным «Merсedes», а новым Aurus Senat.
В августе 2018 года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров заявил, что до конца года планируется собрать 70 автомобилей, а к 2019 году — уже 200, а к 2020 году — 300.
Однако фактические данные о производстве Aurus остаются неясными, поскольку официальных отчетов об этом не существует.
Чиновники из Татарстана лишь время от времени навещают завод, где производятся эти автомобили.
Возможно, развитие проекта «Кортеж» шло не так быстро, как планировалось.
В октябре 2019 года президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов выразил желание приобрести Aurus во время встречи с Путиным, но только в июне 2022 года стало известно, что российский автомобиль пополнил автопарк президента Туркменистана.
Некоторые случаи, о которых идет речь, можно назвать единичными. Это, так сказать, продукция клубного уровня для президентов и иных высокопоставленных лиц.
Однако Минпромторг и татарстанские власти идут еще дальше. Так, в мае 2021 года в Татарстане был запущен завод по массовому производству седанов Aurus Senat. Первый символический пуск прошел при участии самого президента Путина через видеоконференцию. Он отметил, что уже давно пользуется автомобилями данной марки и они соответствуют всем мировым стандартам.
В ноябре 2022 года началось серийное производство внедорожника Aurus Komendant на том же заводе. Местные власти сразу объявили о возможности сделать предварительный заказ на данный автомобиль. Однако точная цифра произведенных машин на заводе не разглашается. Отсутствие конкретных данных о количестве собранных автомобилей с 2021 года, когда началось серийное производство седанов, вызывает вопросы у автомобильных экспертов. По их мнению, сборка Aurus на татарстанском заводе сейчас трудно назвать серийной из-за слишком низкого объема производства.
Эксперт по автомобилям Дмитрий Попов считает, что это скорее ручная сборка, чем массовое производство. Известный аналитик Игорь Моржаретто отмечает, что до начала серийного производства Aurus еще далеко. Возможно, производство машин из Татарстана перенесут, поэтому существует риск, что массовая сборка Aurus может быть под вопросом.
Как утверждает один из наших собеседников, автомобильный эксперт Вячеслав Субботин, серия «Aurus» - это нечто уникальное, самодельное, каждый экземпляр уникален и не имеет аналогов. Он сравнивает это строение автомобилей с встречей с инопланетянами - вероятность встретить их такая же.
В 2018 году Денис Мантуров заявил, что татарстанский завод планирует выпускать 5 тысяч машин в год, но реальные цифры гораздо скромнее. В 2023 году было продано всего 113 «Aurus», против 31 машины в 2021 году.
Цена на премиум-автомобили «Aurus», которые изначально предназначались только для госслужащих, существенно выросла за последние 6 лет - с более чем 10 миллионов рублей до значений от 35,3 до 41,4 миллиона рублей. Эти машины теперь доступны и обычным автодилерам.
Например, автомобиль «Komendant», который несколько лет назад стоил 33,7 миллиона рублей, сейчас продаётся за 35,3-41,4 миллиона рублей. В то же время, автомобили «Aurus» уже можно приобрести также через кредитную программу, с ежемесячным платежом от 195 до 197 тысяч рублей. Седаны «Senat», которые более доступны, также предлагаются дилерами по цене от 41 до 41,5 миллиона рублей. Многие из них - подержанные, но цена на них соответствует стоимости новых внедорожников.
Очевидно, что не каждый среднестатистический гражданин сможет позволить себе президентский автомобиль. Но журналисты из NGS24.RU выяснили, что владельцем единственного в Красноярске Aurus Senat оказался депутат Законодательного собрания края Роман Гольдман.
Этот автомобиль татарского производства, стоимостью 42 миллиона рублей, Гольдман смог позволить себе благодаря своей компании Goldman Group, в которую входят компании в сфере нефти, агропромышленного комплекса и розничные магазины. Несмотря на то, что у депутата не было ограничений в финансах при выборе автомобиля, он решил выставить свой Aurus на продажу, объяснив, что машина не соответствует его повседневным потребностям.
Гольдман отметил, что автомобиль классный и роскошный, но не очень удобен для его работы в сфере сельского хозяйства, где часто приходится ездить по пересеченной местности. Он признал, что при покупке не учел этот фактор, так как Aurus больше подходит для городских условий, для поддержания статуса и престижа.
Однако Гольдман отметил, что машина высочайшего качества, но не совсем соответствует его текущим потребностям. Депутат также отметил, что приобрести Aurus просто так в салоне не получится, так как это автомобиль по предзаказу, и сам он ждал свой автомобиль десять месяцев.
В случае, если не найдется покупатель, Гольдман останется с машиной. Несмотря на высокую цену, статус и эксклюзивность, эксперты автомобильной отрасли высказывают не столь оптимистичные оценки. Поясним почему.
Aurus часто сравнивают с британским автомобилем Rolls-Royce, называя его «духом экстаза». Прежде всего это связано с внешним сходством. Однако главного дизайнера Aurus Юрия Черненко обвиняли в плагиате.
Один из участников обсуждения высказал свою точку зрения: изначально проект задумывался в духе футуризма, однако заказчик настоял на более классическом стиле. Поэтому итоговый дизайн получился смесью этих двух направлений, представляя собой своеобразный образ автомобиля премиум-класса.
В 2019 году региональный директор компании «Rolls-Royce» Джулиан Дженкинс высказал свое мнение относительно сравнений между «Aurus» и их автомобилями.
Он заявил, что, несмотря на то, что многие проводят параллели между этими брендами, истинные ценители качества всегда смогут отличить настоящий Rolls-Royce от других марок. По его словам, цена автомобиля не имеет первостепенного значения для их клиентов, так как основной акцент делается на индивидуальность и превосходство. Дженкинс указал на то, что сходство в дизайне не столь важно, как качество и репутация бренда.
Давайте кратко рассмотрим технические характеристики, не обращая внимания на очевидное визуальное сходство «Aurus» и «Rolls-Royce».
Давайте возьмем в качестве примера седан Rolls-Royce Ghost EWB последнего поколения. «Aurus» обладает более мощным двигателем: 598 л.с. против 571 л.с. у «Rolls-Royce». Гибридная система в отечественном автомобиле имеет объем 4,4 литра, в то время как бензиновый двигатель «Rolls-Royce» равен 6,7 литра. Разгон до 100 км/ч у «Aurus» происходит за 6 секунд, в то время как у британского автомобиля этот показатель составляет 4,8 секунды.
Однако стоит отметить, что «Aurus» весит на 300 кг больше — 2,8 тонны, по сравнению с 2,5 тоннами у «Rolls-Royce».
Наши эксперты признают, что «Aurus» представляет собой мощный автомобиль, который может поспорить с британским конкурентом. Однако, стоит помнить, что это лишь на бумаге, а на деле поведение «Aurus» на дороге может сильно отличаться.
Автомобильный эксперт Вячеслав Субботин подчеркивает, что наличие чертежей и маркетинговых концепций еще не гарантирует успех на дороге. Пока что «Aurus» не имеет серийного производства, о котором заявляли татарстанские власти еще в 2021 году.
Проблема, связанная с отсутствием комплектующих для российского производителя Aurus из-за санкций и изоляции от зарубежных компаний, уже вызывает серьезные затруднения. Даже при утверждениях властей о том, что в Aurus 70% отечественных деталей, на практике возникают сложности с поиском необходимых комплектующих. Этот вопрос стоит перед нами как вызов: где их брать, где находить моторы, коробки передач, амортизаторы?
На данный момент таких ресурсов у нас нет, и их также нет в Китае. Российские производители делают все правильно, но условия, в которых они сейчас работают, делают серийное производство этого автомобиля практически невозможным. Изготавливать его в условиях санкций становится крайне сложно, и поэтому приходится прибегать к временным решениям. Попытки наладить производство в Татарстане сталкиваются с трудностями в комплектации.
Дилеры играют ключевую роль в распространении автомобилей, так как они обеспечивают доступность моделей, комплектацию, сервисное обслуживание. Но когда у тебя нет ничего — ни моделей, ни комплектации, и только один автомобиль, который еще не прошел тестирование и сервисное обслуживание, то как можно быть дилером?
Несмотря на эти сложности, у Aurus есть потенциал для развития. Безальтернативно необходимо пересаживать госслужащих на них. По заявлению министра Минпромторга РФ Дениса Мантурова, к 2025 году на рынке должны появиться Aurus более бюджетных моделей S-класса и Е-класса.
Зарегистрированное в Татарстане ООО «Аурус» столкнулось с финансовыми трудностями. Нет отчетов за 2022 год, а в 2021-м компания сгенерировала выручку в размере чуть более 370 миллионов рублей, что составляет приблизительно 10 проданных автомобилей. Однако владельцы компании не получили прибыли, а убыток составил почти 1 миллиард рублей.
Торговлей президентскими машинами из Татарстана занимается дочернее предприятие «Ауруса» — «Аурус Моторс». На фоне финансовых затруднений основной компании, «Аурус Моторс» показала некоторый рост: выручка составила 223 миллиона рублей с чистой прибылью в размере 11 миллионов рублей.