В преддверии романтического времени года в центре «Зотов» состоялась выставка, посвященная Михаилу Матюшину и Елене Гуро, раскрывающая их невероятную историю любви и творческого сотрудничества.
Это первая масштабная выставка, предоставляющая уникальную возможность увидеть их работы, многие из которых впервые представлены публике. Особенно стоит отметить музыку Михаила Матюшина, которую не исполняли с момента его смерти.

Выставка «Любовь в авангарде» подробно освещает их отношения, совместное художественное творчество и достижения в различных направлениях. Он — известный скрипач и композитор, обучавшийся в Московской консерватории под руководством Сергея Танеева, и, начав писать музыку после сорока, добился успеха в этой сфере.
Она же была не только художницей, но и писательницей, пользовавшейся уважением среди коллег, таких как Велимир Хлебников и Алексей Крученых.
Их встреча произошла на курсах живописи у Яна Ционглинского, где и зародился их роман, продолжавшийся до смерти Елены от лейкемии в возрасте 36 лет.
Эта выставка представляет не только их творчество, но и глубокую эмоциональную связь, которую они разделяли, вдохновляя друг друга на создание выдающихся произведений.
Экспозиция выставки пронизана взаимной любовью Гуро и Матюшина.
Первый раздел «Он и Она» демонстрирует, как супруги отражали друг друга в своих художественных работах.
Особое внимание уделяется музыкальной комнате, где представлены произведения Матюшина, написанные для пьесы «Нищий Арлекин», созданной Гуро.
Несмотря на то что его музыка не исполнялась после его смерти, для выставки были реконструированы многие сочинения по сохранившимся рукописям и записям.
Гости могут прослушать эти произведения в специальной зоне.
Также рядом представлен малоизвестный портрет «Арлекин», на котором отсутствует лицо, что создает некую загадку.
На стенде с набросками можно заметить, что черты Арлекина напоминают Михаила Матюшина, что раскрывает тайну образа.
Кроме того, в разделе «Органика» подчеркивается вклад супругов в органическое движение русского авангарда.
Матюшин акцентировал внимание на необходимости изображать природу не только снаружи, но и через внутренние процессы.
В этом разделе также представлены корневые скульптуры художника, что подчеркивает их философское восприятие природы.
Художник извлекал корни из земли, обрезал и полировал их, минимально обрабатывая, и использовал как арт-объекты.
Сначала он искал в них антропоморфные и анималистичные формы, но со временем сосредоточился на динамике корней и ветвей.
Например, он представил небольшую фигурку «Фигура животного», которая иллюстрирует его идею находить искусство в природной сущности без дополнительной обработки.
В разделе «Будетляне» внимание привлекает музыкальная комната с рукописями к футуристической опере «Победа над солнцем», в создании которой Participated Алексей Крученых и Казимир Малевич.
Опера стала первой, где появился «Черный квадрат» как элемент декорации.
Рукописи считались утерянными, а существующие постановки основывались на фрагментах нот.
Несмотря на неполный нотный текст, сохранилась рукопись Матюшина.
Михаил, умерший 21 год спустя после своей возлюбленной, продолжал развивать их идеи и работать над ее наследием.
В разделе «После смерти» представлены музыкальные достижения, например, экспериментальная скрипка, созданная Матюшиным по собственным эскизам.
В 1917 году он преподавал музыку детям из бедных семей и разработал скрипку упрощенной конструкции, доступную для массового производства.
Звучание инструмента не уступало традиционным, хотя он долгое время считался арт-объектом.
Специально для выставки «Любовь в авангарде» инструмент отреставрировали, и он снова зазвучал.
«Звук у скрипки красивый, а сама скрипка — нет!» — отмечает одна из посетительниц выставки в эксклюзивном видео, демонстрирующем игру профессионального музыканта на этой необычной скрипке.