Выставка «Искусство в масштабе. Монументальная живопись Москвы», открытая в Музее Москвы, представляет собой увлекательное путешествие в мир монументально-декоративного искусства столицы.
Она включает более 300 экспонатов, которые иллюстрируют развитие этого жанра с 1918 года вплоть до 1980-х. Посетителям предоставляется возможность исследовать все нюансы и детали, словно блуждая по московским улицам.
Каждый экспонат напоминает о знакомых фресках, фасадах или барельефах, которые часто остаются незамеченными в повседневной суете. Куратор выставки Алина Корень отметила, что цель проекта — показать, что искусство Москвы близко каждому, призывая людей быть внимательнее к окружающему.
Первым объектом знакомства становится панно «Павшим за мир и братские народы» Коненкова, созданное в 1918 году, которое знаменует начало эпохи монументальной живописи.
Экспозиция устроена как живая городская среда с центральной магистралью, от которой в дальнейшем предлагается движение к проектам 30-х годов и выставкам 20-х, проводившимся в Париже и Нью-Йорке.
Этот период стал временем ярких достижений советского искусства, когда были созданы объекты, о которых стоит гордиться. В частности, на выставке в Париже 1937 года была представлена шестиметровая карта СССР, выполненная из драгоценных камней, символизировавшая новое видение мира художников из молодой Советской России.
Такое богатство экспонатов и глубокая концепция выставки делают ее обязательной для посещения всем, кто хочет лучше понять и увидеть искусство, пронизывающее каждый уголок Москвы.
На выставке представлена репродукция с разнообразием пород, из которых она была создана.
Кульминацией отечественного монументального искусства стал военный период, который кураторы отразили в эскизах маскировки Кремля во время войны.
Мавзолей преобразился в трехэтажный особняк с мезонином, а на стенах Кремля появились окна и контуры зданий, которые враг мог воспринять за жилые дома.
Сравнение первой и второй части выставки демонстрирует различия в подходах: сталинский «Дворец Советов» и «Дворец пионеров» эпохи Хрущева отражают изменения в восприятии архитектуры и её функционала.
В первой части ощущаются величие побед, в то время как во второй акцентируется внимание на удобстве для человека.
Осмотр выставки может занять целый день, предлагая наслаждение фресками Фаворского, картинами Дейнеки и мозаиками Фролова.
Здесь открывается многогранность и удивительность столицы.