В Новосибирском художественном музее сейчас проходит впечатляющая выставка под названием «Древний Египет. Искусство бессмертия». Это событие привлекло огромное количество посетителей, которые становятся свидетелями уникального зрелища: в выставочном зале можно увидеть «оживающие» мумии.
Предоставленные вниманию зрителей 3D-реконструкции мумий, одну из которых представляла женщина в возрасте от 20 до 25 лет, а другую – мужчина, находившийся в периоде 30-40 лет, создают атмосферу погружения в древний мир. На больших экранах, установленных в зале, происходит виртуальная демонстрация «разворачивания» и «пробуждения» этих древних жителей долины Нила, что позволяет зрителям на миг стать частью культуры, которая исчезла много лет назад.
Данная увлекательная и необычная форма демонстрации музейных экспонатов стала результатом исследовательского проекта, организованного Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Курчатовским институтом. Этот проект стал пионерским в России, так как в его рамках впервые было выполнено компьютерно-томографическое сканирование десяти мумий, находящихся в коллекции Пушкинского музея.
Полученные в ходе сканирования КТ-изображения были подвергнуты тщательному анализу специалистами различных областей знаний: антропологами, криминалистами и рентгенологами. Это позволило получить возможность «увидеть» внутреннюю структуру мумий, проникнуть сквозь повязки, не нанося им повреждений.
Совместный проект ГМИИ имени А.С. Пушкина и Курчатовского института открыл новые горизонты для исследователей, предоставив средства для выполнения антропологического анализа мумий. В результате этого анализа выяснилось, что среди мумифицированных людей пятеро были мужчинами, а пятеро – женщинами. Показатели исследований также выявили, что практически все мумии принадлежат так называемому средиземноморскому антропологическому типу.
Однако одна из мумий, которая представляла женщину, имела ярко выраженные характеристики негроидной расы. Это открытие добавляет новое измерение к нашему пониманию миграции и разнообразия древних цивилизаций.
Кроме того, при детальном изучении костных останков мумий были обнаружены основные патологические изменения, однако большинство из них оказалось посмертными, что в свою очередь указывает на неаккуратное обращение с телами в процессе мумификации. Этот аспект вызывает интерес с точки зрения бальзамирования и технологий, применяемых в Древнем Египте, ведь каждое тело проходило через сложные процедуры, которые могли варьироваться в зависимости от социального статуса и богатства усопшего.
В процессе работы над проектом также было установлено, что смолы, использовавшиеся для бальзамирования мумий, включали природный битум, добываемый из региона Мертвого моря. Это открытие подчеркивает связи древнеегипетской культуры с другими регионами и объясняет, как различные природные ресурсы использовались в ритуальных и культурных практиках.
Выставка в Новосибирске не только предоставляет уникальную возможность узнать больше о Древнем Египте, но и создает живую связь между тем, что было, и тем, как это может быть понято в нашем современном мире. Современные технологии не только позволяют вернуть к жизни исторические персонажи, но и открывают новые горизонты в изучении человеческой истории.
В Российской Федерации впервые было проведено генетическое исследование мумий, которое подтвердило существующие данные о антропологическом типе и поле захороненных. Кроме этого, у трех изученных мумий были выявлены патогены сыпного тифа, а у одной из них — и возбудитель газовой гангрены.
Кульминационным моментом данного исследования стало восстановление внешнего облика мумифицированных объектов. В этой работе использовались результаты компьютерной томографии (КТ), а также вспомогательные 3D-модели в дополнение к знаменитому методу восстановлений внешности, разработанному Михаилом Герасимовым, который основывается на анализе черепа. В итоге были созданы уникальные визуальные образы прижизненного облика двух египтян — молодого человека и женщины. Их 3D-реконструкции можно увидеть в Новосибирском художественном музее.
На основе данных, полученных при компьютерной томографии, и после их тщательной обработки была собрана информация, касающаяся особенностей внутренней структуры мумий, методов их бальзамирования и внешнего декора. В совокупности с традиционным историческим и стилистическим анализом это дало возможность уточнить хронологию и происхождение этих артефактов.
Более того, исследование выявило несоответствие между мумиями и саркофагами, в которых они были помещены. Шесть саркофагов, находящихся в Пушкинском музее и имеющих на себе надписи с именами, все же содержали мумии представителей противоположного пола.
Посетители выставки могут видеть мультимедийные экраны, на которых представлены материалы, полученные в ходе исследования КТ-изображений мумий. Сенсорный экран позволяет им взаимодействовать с содержимым, рассматривая весь процесс сканирования.
В экспозиции также находятся почти 90 оригинальных памятников древнеегипетского искусства из коллекции ГМИИ имени А.С. Пушкина, являющегося самым крупным собранием данного направления в России. Здесь представлены саркофаги, элементы мумифицированного декора, статуэтки, рельефы, а также ритуальные предметы и украшения.
Выставка — это уникальный проект, в котором экспонаты соединены с мультимедийными технологиями, что позволяет наглядно продемонстрировать, как египтяне воспринимали вечную жизнь после смерти. Подготовлена выставка в сотрудничестве Новосибирского государственного художественного музея и Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, расположенного в Москве, в рамках национального проекта «Культура».
Данный выставочный проект реализуется при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и автономной некоммерческой организации «Территория культуры». Таким образом, данное мероприятие не только углубляет наше понимание древнеегипетской культуры, но и открывает новые горизонты для дальнейших исследований в области антропологии и медицины, что подтверждает необходимость и актуальность таких многогранных и инновационных подходов в изучении прошлого.