Вениамин Метенков заслуживает всяческого восхищения как выдающийся фотохудожник и новатор, который стал не только мастером своего дела, но и активным распространителем нового направления в искусстве. Его дом, который одновременно служит музеем и магазином, до сих пор присутствует в Екатеринбурге, сохраняя воспоминания о его творческой жизни и новомодных подходах к фотографии. Урал, о котором часто говорят, как о далекий провинции, на самом деле имел свои особенности и был не изолирован от культурных новшеств, которые стремительно охватывали другие части России и Европы.
Вспомним один из характерных разговоров, который иллюстрирует ситуацию на фабрике, где работали Метенков и его знакомые. Мы можем почувствовать атмосферу: «Хорошо, я последую вашему совету. Но как вы там, на фабрике? Неужели все так тоскуют?» На что следует ответ: «Нет, у нас вполне интересно, много иностранцев, англичан, у которых жен — выдающиеся музыкантши. Мы получаем все газеты и журналы, оставаясь в курсе актуальных событий». Однако их жизнь все же оставалась несколько изолированной: «Но ведь там невозможно достать кое-что, например, приданое. Неужели нужно ехать в Москву ради каждой мелочи?» На это находят способ: «Нет, мы выписываем из Парижа. Каждый месяц есть возможности для отправки. Как появляется что-то новое, нам сразу доставляют». Это показывает, насколько важен был европейский контекст для уральских жителей. Например, парадоксально, но шляпки, о которых говорится, привозились целыми партиями, что добавляло шарма и оригинальности их обыденной жизни.
Заставляет задуматься и тот факт, как быстро кино добрало до Урала после знаменитого показа первого фильма братьев. Сеанс состоялся в знаменитом городском театре «Колизей», который позже стал известен как кинотеатр «Октябрь». История сделала круг, и теперь он восстановил свое историческое название «Колизей». Однако инновация в виде кино не была встречена с восторгом: «мамка этой Скарапеи не залюбила», что явно указывает на консервативные взгляды многих уральцев того времени. Трудности, с которыми столкнулся Метенков, стали неотъемлемой частью его работы. Чтобы изменить негативное отношение публики к новому жанру, ему пришлось приложить немало усилий. Общаясь и взаимодействуя с местным сообществом, а также используя свою творческую интуицию, он смог пробудить интерес к киноискусству и сделать его более доступным.
Таким образом, Вениамин Метенков не только оставил после себя заметный след в виде своих художественных работ, но и стал важной фигурой, формировавшей культурный ландшафт Екатеринбурга и всего Урала. Его стремление внедрять и развивать новшества в искусстве вдохновляет и сегодня, а история его жизни и творчества остается актуальной для будущих поколений.
На самом деле, истории столь богатой и удивительной, как кино на Урале, можно смело начать с 1902 года, когда первопроходцем стал Метенков. Именно он снял документальные кадры мраморного карьера. С этого момента и началась его удивительная эволюция. В скором времени, а именно в 1906 году, в Свердловске открыл свои двери первый кинотеатр под названием «Л*Оранж», который позже стал известен как «Совкино». Затем, в 1910 году, возник кинозал «Художественный», который со временем преобразовался в «Салют». Не забываем и о «Колизее», который после смены местоположения театра принял новую судьбу, став кинотеатром. На сегодняшний день в Екатеринбурге функционирует около 75 кинотеатров, что свидетельствует о активной жизни кинематографа в регионе.
В тяжёлые годы войны город Свердловск стал настоящим символом культурного сосредоточения: в него были эвакуированы театры, музеи и частично – всем известная киностудия «Ленфильм». Стремительное сближение представителей искусств в одном месте влияло на атмосферу. Неизбежное количество быстро перетекло в качество. В 1943 году была основана своя собственная киностудия, ставшая самой молодой среди всего советского кинематографа. Основу её создали те же самые «ленфильмовцы», которые прибыли в Свердловск.
Первый фильм, снятый на новой студии, стал своего рода культурным противостоянием: «Сильва» была веселой музыкальной комедией, вопреки стремлению руководства, которое намеревалось реализовать более «трудовой» проект, посвящённый рабочим оборонного завода. Эта экранизация произведения Имре Кальмана быстро завоевала симпатии зрителей. В дальнейшем киностудия сосредоточила свои усилия на создании фильмов, прославляющих трудовые подвиги уральцев. Долгое время она поддерживала жанр документального кино, что в конечном итоге способствовало развитию художественного направления в конце 1950-х и начале 1960-х годов.
Произведения, появившиеся на экране, в том числе такие, как «Угрюм-река» (драматическая сага), «Трембита» (комедия), «Безымянная звезда» (мелодрама) и «Лекарство против страха» (детектив), стали настоящими шедеврами. Они поразили зрителей как своим сюжетным наполнением, так и качеством исполнения. В это же время началась работа над историческими лентами, среди которых «Демидовы» и «Цареубийца», а также мультфильмы по мотивам сказов Бажова, которые укоренились в культурной памяти уральцев.
Особенно стоит выделить кинороманы, одной из первых экранизаций которых стала работа над романом Мамина-Сибиряка – «Приваловские миллионы». Все эти фильмы о главных героях и о важнейших моментах нашей истории, они запечатлели уникальные характеры, передали особенности местного населения. В качестве натуры для съемок использовались такие живописные места, как Екатеринбург, Красноуфимск, река Чусовая, Нижние Серги и Нижний Тагил, что придавало фильмам аутентичность и делало их ближе к сердцу зрителей из Урала.
Интерес к кинематографу на Урале не угасает, и наши группы продолжают свое существование на платформах «Вконтакте» и «Одноклассниках», а также в «Телеграме» и Дзене. Для всех ценителей искусства мы предлагаем добавлять нас в избранные источники на сервисах новостей, включая Google Новости. Наша цель – сохранить культурное наследие и передать его дальнейшим поколениям.