Валентин Елизарьев: путь к успеху в балете и значимость его творчества

Мар 6, 2025 / 04:05

Балетмейстер Валентин Елизарьев начал свой путь в мире балета в Баку, затем продолжил образование в Ленинграде и переехал в Минск, где в 26 лет стал самым молодым главным балетмейстером в СССР.

Родился 30 октября 1947 года в Баку, он описывает этот город как яркий и многонациональный, с уникальной архитектурой и жилыми постройками, сохранившими дух Средневековья.

Валентин Елизарьев: путь к успеху в балете и значимость его творчества

В юности Валентин начал заниматься танцами в хореографическом кружке, а затем поступил в Бакинское хореографическое училище. Впоследствии он перевелся в Ленинградское хореографическое училище, где его наставником стал Геннадий Селюцкий. Обучение завершилось в 1967 году.

После этого он поступил на балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова под руководством известного хореографа Игоря Бельского.

В 1972 году, будучи еще студентом, Елизарьев за свои номера «Контрасты» и «Дорога» получил II премию на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров в Москве. Его дипломной работой стал балет «Бессмертие», поставленный в московском ансамбле «Классический балет».

В честь 75-летия хореографа в России и Беларуси прошли ряд мероприятий, посвященных его достижениям, что подчеркивает его значимость и вклад в искусство балета.

Осенью 1973 года Елизарьев стал самым молодым главным балетмейстером в СССР, заняв этот пост в Государственном академическом Большом театре оперы и балета Белоруссии.

Его первой известной постановкой стала одноактная «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина, премьера которой состоялась 30 марта 1974 года и вызвала настоящий ажиотаж у зрителей.

Первую полноценную работу под названием «Сотворение мира» он представил в 1976 году.

В 1977 году соль в Ленинграде представил «Тиля Уленшпигеля» композитора Евгения Глебова, который, несмотря на свою необычную хореографию, остался в репертуаре театра недолго.

В 1978 году Елизарьев адаптировал «Тиля Уленшпигеля» с новым либретто в Минске, а в 1980-х годах отметил себя созданием новых версий классических произведений, включая «Спартака» Арама Хачатуряна и знаменитого «Щелкунчика» Чайковского.

Его уникальный подход к классической музыке проявился и в триптихе одноактных балетов, состоящем из «Кармина Бурана» Карла Орфа, «Болеро» Равеля и «Весны священной» Стравинского, созданных в 1983, 1984 и 1986 годах соответственно.

В 1995 году хореограф создал балет «Страсти (Рогнеда)» о полоцкой княжне Рогнеде на музыку Андрея Мдивани. За это в 1996 году он получил приз Benois de la Danse и стал лауреатом Государственной премии Беларуси.

Елизарьев замечает, что спектальности, как и люди, имеют свои этапы: рождения, взросления, подъем и кульминацию. Звание народного артиста Беларуси он получил в 1979 году, а в 1985 году стал народным артистом СССР.

Елизарьев занимал пост главного балетмейстера белорусского Большого театра до 1991 года, после чего стал художественным руководителем балетной труппы, а затем директором театра. В 2009 году он покинул коллектив и преподавал в Белорусской государственной академии музыки, ставил спектакли в разных странах.

В сентябре 2018 года Елизарьев вернулся и вновь занял позицию художественного руководителя. В 1976 году в Москве он поставил «Настроения» на музыку Щедрина, а в 1979 году в Варшаве осуществил постановку «Классической симфонии» Прокофьева и другие произведения.

В 1990 году его работа «Жизель» была представлена в Словенском театре оперы и балета. В 1993 году Елизарьев сотрудничал с турецкими театрами, поставив «Дон Кихота» в Стамбуле, а затем «Спартака» в Анкаре. Его постановка данного балета была показана в Каирском театре в 2010 году.

Елизарьев также работал в Японии, создавая «Эсмеральду» для NBA Ballet Company и другие известные спектакли для Japan Ballet Association.

К 75-летию хореографа был снят документальный фильм, включая съемки в Баку, где он родился. В честь юбилея его работа «Щелкунчик» была представлена на Исторической сцене Большого театра в Москве, а белорусские артисты и звезды балета из других стран выступили в Минске.

В октябре 2023 года Беларусь отметила 50-летие творческой карьеры Елизарьева показом его спектаклей, а в мае 2022-го он завершил свою работу в театре, покинув пост художественного руководителя.

По материалам: vestikavkaza.ru