Среди 8,7 миллиона видов на Земле только человек рисует автопортреты, исследует Луну и поклоняется богам, что вызывает интерес у ученых.
Ранее считалось, что уникальность людей объясняется способностью к обучению и подражанию, что позволяет передавать и накапливать информацию из поколения в поколение. Например, если кто-то находит эффективный способ изготовления инструмента, это знание передается, модифицируется и улучшает технологии. Это явление получило название «кумулятивная культурная эволюция».

Исследования начала 2000-х годов, проведенные с участием 105 детей и 238 обезьян, показали, что дети превосходят шимпанзе и орангутанов только в социальном обучении, что говорит о наличии у людей «особого ума».
Однако последние исследования выявили, что и животные, такие как пчелы, шимпанзе, киты и вороны, могут также обучаться друг у другу и сохранять культурные традиции на протяжении длительного времени, ставя под сомнение нашу уникальность.
Антропологи отметили еще одну черту человеческой культуры — ее разнообразие и открытость, что позволяет человечеству развивать свои традиции в различных направлениях, в отличие от более узкого диапазона животного мира, сфокусированного на основных аспектах, таких как пропитание и размножение.
Культура повседневной жизни охватывает множество аспектов, включая одежду и информацию, которую мы потребляем. Как показывает статья в Nature Human Behaviour, культура человечества уникальна не только благодаря накоплению знаний, но и открытости к новым идеям.
Без примера трудно представить, как именно эта открытость влияет на наше развитие. Рассмотрим, к примеру, шимпанзе, которые используют камни для разбивания орехов. Хотя они могут наблюдать друг за другом и накапливать знания о лучших камнях, их способности ограничиваются простым использованием инструментов.
Человечество же демонстрирует способность к инновациям: мы придумали молотки, связывая палку с камнем для создания рычага, что значительно улучшило результат. Это открытие не ограничивается лишь улучшением разбивания орехов. Оно предоставило возможности для инновационных решений в других сферах – от метания до рисования.
Эли Элстер, эволюционный антрополог, утверждает, что такая способность расширяет горизонты культурных возможностей. Исследование открытости в мышлении требует нового взгляда на то, что делает человеческий ум уникальным, на пересечении психологии и антропологии.
Это может помочь понять как многообразие, так и единые корни нашей культуры.