Повесть, написанная в 1957 году, вошла в сборник «Венок славы» и была переведена на множество языков. Она вдохновила не только литераторов, но и кинематографистов, среди которых выделяется фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», принесший режиссеру международное признание.
Кемеровская театральная постановка стремится донести всю трагедию войны через судьбу двенадцатилетнего мальчика, пережившего ужасы, которые не снится многим взрослым. Отнимание детства у Ивана - это не просто игра, а тяжелейшая борьба, в которой он стремится отомстить врагу.

Главный режиссер театра Станислав Садыков отмечает, что повесть Богомолова побуждает задуматься о множестве подобных историях, которые остались неизвестными. Конкретная история одного ребенка иллюстрирует масштаб трагедии, которую невозможно воспринимать в абстрактных терминах. На сцене зрители могут ощутить тревогу и суровую правду войны.
Важную атмосферу создают работа художника Василисы Шокиной и музыка композитора Сергея Осокина, позволяющие глубже осмыслить каждую реплику. К 80-летию Победы в театре также прошла читка литературных материалов с участием зрителей, подчеркивающая важность памяти о прошлом.
Выбор тяжелой и психологически насыщенной повести для постановки в театре кукол – это сложный вызов, который заслуживает уважения. Авторы спектакля решили оригинально: монологи всех персонажей исполняются одними актерами, в то время как куклами управляют другие.
В критический момент эти исполнители снимают темные плащи и предстают в белоснежных одеждах, принимая образы женщин. Станислав Садыков, один из создателей, заметил: несмотря на то, что война традиционно ассоциируется с мужчинами, тема жизни и смерти имеет женский оттенок, ведь соответствующие слова, такие как «любовь» и «смерть», – женского рода.
Это ставит задачу: женщин важно включить в повествование, чтобы провести героев через все события. Движения фигур с женскими образами, полные нежности и спокойной силы, создают ощущение защиты и надежды на спасение.
Финал спектакля, как и повесть Владимира Богомолова, оказываетсяtragичным. Заключительная сцена – женщины в белых одеждах входят в воды Днепра, который является символом продолжения времени и неизменности.
Мы можем понять слова солдат, провожающих Ивана в его последнее задание: «Чтобы ты вернулся и больше не уходил». Этот месседж подчеркивает близость и вечность тем, с которыми связаны человеческие судьбы.