Настало время поднять завесу над тенденциями, выделенными в рамках конкурса. Среди самых заметных — обилие фантастики, в которой преобладает жанр антиутопии. Это словно таинственный сканер времени, демонстрирующий, как ядерная энергия вот-вот вырвется на свободу, подобно пламени дракона.
Для молодых писателей фантастика становится универсальным языком, позволяющим выразить свои страхи, тревоги и внутренние переживания, даже если они подаются через призму метафор и аллегорий. Так, в творчестве таких авторов, как Серафима Чихладзе, появляются необычные и яркие образы. Например, в одном из рассказов упоминается, как боулинг-шар падает на поле, разбивая голову собаке — этот момент становится отправной точкой для развития сюжета.
Далее идет рассказ о участковом милиционере по имени Даниил Стеклов, который оказывается в центре странной ситуации. Шар, который он находит, оказывается не простым предметом, а синим артефактом, являющимся средством связи с инопланетными силами. Вдруг мир обычного полицейского обретает новые краски: он может покинуть свою скучную и угнетающую жизнь с орущей женой, маленькой зарплатой и коррупционным начальником, просто переместившись на неведомую планету с пришельцами. Но что же мешает ему это сделать? Оказывается, внутренние переживания и страхи не позволяют перейти на новый этап жизни.
В другой работе, можно увидеть остросоциальный сатирический момент, изображенный через очередь за счастьем в Министерстве связи. Каждый гражданин, согласно предписаниям, имеет право прикоснуться к метеориту, призванному подарить счастье на всю оставшуюся жизнь. Подобные жесты, переносящие нас к метеориту, падавшему на город в далеком прошлом, становятся символами поиска надежды и утешения.
Министерство связи словно построено над этим чудо-камнем, и чтобы ощутить его магию, нужно всего лишь постоять в полном молчании у таинственных дверей в течение минуты, что для людей становится почти недостижимой задачей. В очереди за счастьем можно заметить самых разных людей: люмпенов, брокеров, модных хипстеров и вдову, которая, удерживая невидимого убиенного ребенка, олицетворяет трагическую судьбу, смешивающуюся с желаниями и надеждами.
Это искусство, по мнению жюри, требует больших личных вложений. В результате тщательного отбора среди авторских произведений выделились сразу две картины, произведенные якутскими режиссерами. Они удостоились главных наград, продемонстрировав высокий уровень креативности и опору на оригинальные идеи.
В частности, один из фильмов Сергея Потапова, в котором шекспировская трагедия ставится в интерьере дома престарелых, стал настоящим шедевром, предлагающим зрителю множество уровней интерпретации и понимания. Тем самым, конкурс не только подчеркнул актуальные темы и проблемы, но и продемонстрировал, как искусство может выступать в роли своеобразного зеркала, отражающего общественные реалии и внутренние конфликты.
Короткометражная лента, созданная Никитой Давыдовым и Евгением Николаевым, удостоилась приза за лучший сценарий, что является значимым достижением для команды.
Каждый уважающий себя кинофестиваль просто обязан включать в свою программу якутские фильмы. На «Горьком-feste», например, представлены сразу две такие картины, и мы решили рассказать о них подробнее.
Зрительская аудитория на фестивале особенно положительно восприняла комедийные жанры, среди которых выделилась работа Ксении Андриановой, продюсером которой выступил Евгений Сангаджиев. В прошлом году мы имели возможность оценить его работу изнутри, когда он занимал место в жюри фестиваля.
Основным персонажем картины является Ваня, роль которого исполнил актер Александр Алябьев. Ваня - парень с добрым сердцем и легкой заиканием, верящий в высокие идеалы и готовый жертвовать своим временем и возможностями ради искусства, даже не получая за это оплаты. Однако, как это часто бывает, судьба не спешит его звать на значимые роли.
Тем не менее, герой все же находит радость в счастливой случайности: ему удается сняться вместе со звездами отечественного кино в роли официанта. По сюжету, ему постоянно снятся мечты о великой роли в фильме под названием «Реквием», который снимает сам Алексей Алексеевич Герман. Ваня надеется, что его заикание не станет препятствием на пути к мечте.
Среди актеров, которых он встречает в поезде, находятся настоящие монстры экранного искусства - Роман Маякин, известный по более чем ста сериям различных телевизионных проектов. Внешний вид Маякина настолько впечатляет, что сам факт его появления заставляет неметь проводницу, а его уверенность в себе, в свою очередь, вызывает чувство зависти у Вани.
Также в поездке принимает участие Колян, которого сыграл Данила Воробьев. Он так поглощен своей новой ролью, что все еще не удосужился смыть грим после съемок. Все они направляются в одно и то же место, и это внезапно вызывает вопросы: не к той ли самой заветной роли, о которой мечтает каждый из них?
Виктор, фамилию которого мы указываем как Никита Ефремов, наделен привилегиями - он путешествует в купе VIP-вагона, где, по задумке сценаристов, они все и соберутся. Их обсуждение касается важных вопросов, таких как защита высоких гонораров и причины, по которым продюсеры зачастую живут комфортнее актеров.
Одна из центральных тем беседы заключается в том, почему роль, которую они обсуждают и за которую они готовы бороться всю ночь, должна принадлежать не только сильнейшему из них, но и каждому, кто присутствует.
В отличие от восторженного Вани, Виктор кажется более рациональным. Он бы никогда не согласился работать с великим режиссером, снимаясь бесплатно, даже ради возможности поработать над значимой картиной. Эта различие в подходах к профессии придает фильму особую драматургию и заставляет зрителей задуматься о ценности труда артистов в современном кинематографе.
Он не является благотворительным фондом. А Саша, которому уже 35, ощущает, как его время истекает, вместе с его мечтами — особенно в окружении этих сверкающих звезд, которые постепенно исчезают в темной ночи с каждым пройденным километром.
В этом фильме есть загадочная кульминация, когда обаятельный герой Воробьева превращает свое купе в арт-проект. Оно завалено, словно снегом, листочками с текстом, а актер, одетый в белое на белом, произносит судьбоносный монолог заветной роли, в стиле голоса Кайдановского, прозвучавшего в «Сталкере»: «У меня не было ничего иного, как идти и думать о тебе…» Он рыдает; чувствуется настоящая ломка. Зависимость — настоящая, без сомнений.
Этот фильм посвящен самой странной из профессий, а также актерскому страху — выберут или не выберут, тебя или кого-то другого. Актерское самодовольство (в каком-то смысле все они герои, все они нарциссы) и лицемерие между ними, их отношения, конфликты и конкурентная борьба, особая актерская дружба, необходимая для существования в этом мире. Специальная необходимость «делить зеркало». Я спросила Ксению Андрианову, обладающую крепкой режиссерской рукой, насколько ей, начинающему режиссеру, и её опыту работы с звездами было трудно. Она ответила, что старалась правильно настроить себя в этом мире. Тут либо ты берешь власть в свои руки, либо актеры будут тянуть тебя в разные стороны.
На съемочной площадке прав тот, кто сильнее. И как ещё убедить знаменитых, избалованных, звездных — заставить их в пять утра одновременно, хоть и с разбросом, произносить один и тот же монолог, почти как полоумные? И кто сказал, что эта профессия подходит для здоровых и разумных людей? Сценарий был написан около пяти лет назад Паулиной Андреевой и Евгением Сангаджиевым, а перед съемками его немного доработали. Долгий процесс подготовки к съемкам и две смены работы над фильмом.
Этой темой исследуется не только сама актерская деятельность, но и эмоциональные перегрузки, которые она приносит. Самобытность каждого персонажа обрисовывается через его внутренние проблемы, страхи и надежды, приводя к глубоким размышлениям о жизни. Каждый из них, достигнув определенного успеха, сталкивается с призраком сомнений, который параллельно с ними шагает по жизненному пути. Страх быть незамеченным, страх потерять внимание зрителей или заказчиков, постоянное ощущение, что наступает момент, когда на твоем месте может оказаться кто-то другой — это и есть тот духовный прессинг, который испытывает каждый артист.
Фильм глубоко затрагивает тему бытия, имманентно присущую творческой профессии, где каждому приходится не только представлять себя, но и обнажать свою душу на экране, рискуя быть непонятыми. Актерская жизнь — это постоянная борьба за признание и любовь, где другие актеры становятся как соперниками, так и союзниками в бесконечной игре под названием жизнь. И в этом контексте каждый должен сделать выбор — быть сдержанным или выплескивать свои эмоции на публику, принося радость и скорбь всем, кто будет смотреть.
Это сложная игра, в которой соперничество и сотрудничество идут рука об руку, а само существование превращается в непрерывный процесс эксперимента и самосовершенствования.
На основе данного сценария был создан сериал «Актрисы», который претерпел значительные изменения, особенно в аспектах гендерной идентичности. Значимое внимание в этом проекте уделяется тому, что актёрская профессия изначально была связана с женским началом.
Визуальный стиль, в котором раскрывается сюжет, стал настоящим искусством благодаря мастерству оператора Владимира Ушакова. Съемки проходили в условиях ограниченного пространства поезда, не просто декорации, а настоящая «Красная стрела», которая была помещена в огромный ангар. Атмосферу движения составили различные эффекты, такие как использование света и специальная симуляция дождя, что добавило в картину особую художественность.
Интригу в фильме подогревает и тайная камео-роль Александра Петрова, увидеть которую зрители смогут сами, настроившись на просмотр.
Этот проект удостоился награды за режиссуру на фестивале Action, а также диплома за выдающийся дебют на Горький-fest. Примечательно, что Нижний Новгород в этом плане сильно выделяется среди других фестивалей – здесь залы всегда переполнены, а перед показами выстраиваются долгие очереди.
Обсуждения фильмов происходят здесь в живой и непринужденной атмосфере, и авторам картин приходится очень активно взаимодействовать с разной по составу аудиторией, что само по себе является незабываемым опытом. В период проведения фестиваля действительно создаётся ощущение, будто весь город окунулся в мир кино, и в этом году было задействовано 60 различных площадок.
Основной локацией стал Нижегородский театр драмы имени Горького, который благодаря фестивалю теперь оборудован системой кондиционирования воздуха, что довольно удобно для горожан и гостей.
Важный момент: на ночной трансляции «Мастера и Маргариты», состоявшейся на стадионе в Нижнем Новгороде, собралось приблизительно три тысячи зрителей. Это число вдвое превысило первоначально ожидаемое количество зрителей. И публика не просто пришла – они оставались до самого конца показа, после чего разразились бурные аплодисменты.
Участие в таком событии делает фестиваль особенно привлекательным для зрителей и создает атмосферу единения любителей кино. За время фестиваля появляется возможность наладить контакт не только с произведениями искусства, но и с другими зрителями, что укрепляет кинематографическое сообщество.
Кстати, для всех, кто заинтересован в дальнейшем взаимодействии с содержанием и новостями кино, стоит обратить внимание на Конструктор подписки. Можно добавить в него не только подготовленные Редакцией ресурсы, но и свои любимые каналы и сайты, будь то Телеграм или YouTube, чтобы оставаться в курсе всех новинок и событий в мире кино.
Регистрация и логин помогут сохранить доступ к своим подпискам на любых устройствах, что станет отличным способом организовать свое время и избежать пропусков интересных событий.