Театральный фестиваль «Вахтангов. Путь домой» во Владикавказе пройдет второй раз с 6 по 13 июля, представляя «уличную» программу спектаклей из разных уголков страны.
Уличный театр в России имеет глубокие исторические корни, восходящие к бродячим артистам и скоморохам, которые с X по XVII век выступали на рынках и площадях, устанавливая прямой контакт со зрителями. В XVIII веке театрализованные шествия и маскарады стали довольно популярными, а в XIX веке на ярмарках центр внимания привлекал персонаж Петрушки.

После революции 1917 года уличный театр приобрел политическую окраску и начал служить средством агитации, о чем наглядно свидетельствует массовое мероприятие «Мистерия освобожденного труда» в 1920 году, проведенное Николаем Евреиновым. Этот спектакль, собравший около 100 000 зрителей и 4 000 исполнителей в центре Петрограда, стал крупнейшим в истории России и примером того, как театральное искусство может сочетаться с общественными и политическими процессами.
Однако уже в 1930-х годах интерес к уличным формам театра угас. Возрождение этого жанра произошло в 1980-х, когда начали активизироваться независимые театры. Одним из выдающихся представлений того времени стал Театр АХЕ из Санкт-Петербурга, который продолжает развивать уличные и перформативные формы, сочетая театр с инсталляцией и экспериментом.
Этот фестиваль демонстрирует, как уличный театр продолжает влиять на культурную среду региона, объединяя артистов и зрителей.
Спектакли театра АХЕ проходят в уникальных индустриальных и уличных пространствах, таких как крыши, стройки и порты, что делает их знаковым явлением в российском уличном искусстве.
В 2001 году в Москве состоялась Театральная олимпиада, где куратором уличной программы был известный мим Вячеслав Полунин. Он собрал международные театральные труппы, такие как Royal de Luxe и Fura dels Baus, которые показали свои работы на московских улицах.
Среди российских коллективов выделяются Pejo’s Wandering Dolls — театр маски и пластики из Петербурга, а также «Огненные люди», которые творчески используют огонь и пиротехнику, и Tall Brothers — артисты на ходулях, строящие свои выступления на пластике и клоунаде.
Театр «Derevo» начал свой путь в Петербурге и добился известности в Европе. Московские власти в рамках олимпиады перекрыли центральные улицы, установили временные конструкции и сцены, включая «Корабль дураков» на Москва-реке.
Эта программа стала первым случаем масштабной официальной поддержки уличного театра в России, что изменило восприятие этой формы искусства и признало ее важной частью современного театра.
Уличный театр в России испытывает активное развитие, с акцентом на его значимость как культурного явления. Мария Литвинова, куратор фестиваля «Вахтангов. Путь домой», подчеркивает, что это не просто празднества, а осмысленный повод для объединения людей через искусство и сопереживание.
Москва задает тенденции в этой области, с такими проектами, как «Московские ярмарки» и «Театральный бульвар», которые ежегодно внедряют новые уличные программы. Другие города следуют столице, развивая подобные инициативы.
С увеличением интереса к уличным театрам растут и бюджеты на производство, что способствует повышению качества постановок. В России уже функционирует более 30 фестивалей и 40 профессиональных уличных театров, что говорит о их востребованности.
Анна Шишкина из «Странствующих кукол господина Пэжо» отмечает, что уличный театр может выполнять функции социального и психологического терапевта, внося вклад в культурное пространство города.
Старинные традиции, такие как культура балаганов и народные гулянья, реформируются в актуальные форматы, способствующие диалогу со зрителями. Таким образом, в условиях неопределенности и тревожности современного общества, уличный театр становится источником света и радости, необходимого для создания чувства общности.
Карнавальная культура и уличное искусство служат важным способом для восстановления духа и создания человеческой связи в городах. Фестивали, проходящие на улицах, становятся настоящей отдушиной для местных жителей.
Даже если уличные театральные компании работают на добровольные пожертвования, их главный источник дохода — это именно фестивали, проводимые в разных городах. Как отмечает Мария Литвинова, бюджеты подобных мероприятий варьируются от 8 до 40 миллионов рублей в зависимости от масштаба.
Президентский Фонд культурных инициатив активно финансирует уличные фестивали и спектакли, что также поддерживает крупные предприятия, такие как «Сибур», «Татнефть» и «Полюс», которые участвуют в организации мероприятий в качестве подарка своим городам.
К примеру, фестиваль «Вахтангов. Путь домой» во Владикавказе включает уличные мероприятия, стоимость которых достигает 15 миллионов рублей. Этот проект, с общими затратами около 80 миллионов рублей, стал возможен благодаря гранту Президентского фонда, средствам театра Вахтангова и партнерству с банком ВТБ.
Первоначальная идея фестиваля заключалась в том, чтобы представить лучшие спектакли со всей России, погружая город в театральное безумие всего на один день. По мнению Алексея Никитина, фестиваль не только обогатил культурное пространство, но и привлек новые туристические потоки, что положительно сказалось на экономике региона.
Во Владикавказе проходит уникальный театральный форум, который объединяет спектакли из различных регионов страны. На этот раз фестиваль «Вахтангов. Путь домой» будет включать в себя расширенную уличную программу. В прошлом году мероприятие привлекло большое количество зрителей, и организаторы надеются, что в этом году число участников возрастет.
Директор фестиваля, Никитин, отметил, что формат уличного театра был очень успешен, собрав тысячи зрителей - 3 000 на уличных выступлениях, 6 500 на основном фестивале и 10 000 на заключительном концерте. В этом году уличная программа будет длиться три дня: 6, 7 и 13 июля, что позволит зрителям насладиться множеством театральных инициатив.
Открытие фестиваля будет посвящено уличному театру, в рамках которого планируется грандиозное шествие на тему «Парад физкультурников». Мастера мероприятия, включая проект «Картония — страна без территории», проведут серию мастер-классов на главной площади, вовлекая зрителей в интерактивные элементы шоу.
Помимо этого, будут представлены интересные спектакли. Например, театр «Странствующие куклы господина Пежо» покажет променадный спектакль «Карнавальцы», а воронежский уличный театр «Вау» презентует премьеру «Как бывало в старину», адресованную самым маленьким зрителям. Спектакль «Три урока русской словесности» театра «Разгар» углубит знания школьников о творчестве великих русских писателей, в частности Пушкина.
Не обойдется и без классических уличных спектаклей, таких как «Мистиариум» и «Руслана и Людмила», которые уже завоевали любовь публики. Театр «Трикстер» представит свою новую работу «Все утопить!», где сценическое действие произойдет на плотах на пруду, превращенном в живую инсталляцию, с экстравагантными арт-объектами.
Финальная часть программы уличных театров запланирована на 13 июля. В рамках закрытия фестиваля зрителей ждут цирковые и огненно-пиротехнические выступления от театров «Морес» и «Огненные люди», а также шоу воздушных гимнастов, что обернется ярким финалом недельного театрального праздника. Таким образом, фестиваль ожидает быть насыщенным, разнообразным и увлекательным для зрителей всех возрастов.