Многие из нас хотя бы раз посещали театральный буфет, ведь это становится неотъемлемой частью вечернего досуга. Безусловно, в театре искусство и спектакли находятся в центре внимания, однако во время антракта приятно заглянуть в это заведение, где аккуратно упакованные бутерброды с тонко нарезанной колбаской или красной рыбой выставлены за стеклянной витриной. Никакой необходимости что-то покупать нет — порой достаточно просто полюбоваться ценами, которые, как правило, весьма высоки, и послушать разговоры театральной элиты о свежих постановках. Это заведение скорее становится площадкой для обсуждений и обмена мнениями, нежели местом, где люди спешат перекусить.
Однако следует заметить, что в нашем городе существуют также независимые театры, которые не могут похвастаться наличием буфетов. Это наводит на размышления: действительно ли точки общественного питания нужны в современных театрах? Или же такое заведение стало пережитком? Вспоминаю свое собственное детство, проведенное в театрах одного из сибирских городов. Мой дед работал охранником в местном ТЮЗе, и часто после того, как мама отвозила меня в детский сад, он приходил, чтобы забрать меня на свою смену.
Для меня это было настоящим волшебством: костюмерные, полные ярких нарядов, и огромная сцена с причудливыми декорациями. Я имела возможность общаться с артистами, чему была невероятно рада. Дед одобрительно улыбался, когда меня пускали в открытые двери, а я с восторженными глазами наблюдала за закулисной жизнью театра. По выходным я уже шла вместе с мамой на спектакли, чьи репетиции мне были известны не понаслышке. У нас сложилась замечательная традиция: мы всегда, во время антракта, заглядывали в буфет и брали вместе небольшое песочное пирожное с чаем.
Я прекрасно помню свое любимое пирожное с абрикосовой начинкой и шоколадной глазурью наверху. Денежек у нас было немного, так что мама всегда ограничивалась только одной порцией для меня и сама оставалась без сладостей. Эти мгновения запечатлелись в моей памяти как яркие моменты тепла и заботы, соединенные с атмосферой театра.
Сегодня театры стали доступны большему числу людей, и некоторые из них действительно, похоже, уже не нуждаются в традиционных буфетах. Люди все чаще подбирают альтернативные варианты для ужина и перекусов перед спектаклем, что может свидетельствовать о новых тенденциях в обществе. Однако, остается вопрос — сохранится ли с течением времени такая важная часть театральной культуры, как буфеты и совместные обсуждения за выпечкой? Будет ли вновь модно проводить время в кругу зрителей, отведывая угощения и погружаясь в обсуждение увиденного на сцене? Возможно, театральные буфеты нужно переосмыслить и адаптировать под современные реалии.
Таким образом, задача не только в том, нужны ли театрам буфеты, но и в том, как сохранить атмосферу уюта и ближе соединить зрителей с произведением искусства, а сами театры — с цветущей культурной жизнью современного общества, вовлекающей зрителей. Все эти моменты, несомненно, требуют внимательного рассмотрения и анализа, ведь театр — это не просто зрелище, но и пространство для обсуждения, общения и, конечно, неизменной связи с искусством.
Долгие очереди — это неизменная часть театрального опыта Насти и ее матери. Каждый раз, когда они посещали театр, времени на вращение в очереди, чтобы быстро перекусить, было всегда в обрез. Они старались успеть к началу следующего акта, и в эти моменты часто возникала суета. «Мама только смеялась и говорила, чтобы я не спешила, — делится Настя. — Эти походы в буфет стали нашей традицией».
Время шло, и когда Настя стала подростком, их культурные вылазки расширились. Теперь они посещали музыкальный театр, наслаждаясь опереттами и музыкальными комедиями. Иногда они заглядывали и в ТЮЗ, но уже на представления, которые были предназначены не только для детей, а были скорее предназначены для более взрослой аудитории. Хотя в буфете их предпочтения изменились — вместо сладких пирожных они стали брать бутерброды.
Настя с недоумением вспоминает, как удивлялись, когда замечали, что колбаса в бутербродах была порезана так тонко, что была почти прозрачной. «Смешно, но это никоим образом не останавливало нас. Каждый визит в театр для нас сопровождался небольшим перекусом в буфете», — рассказывает она с улыбкой.
Когда настало время получать высшее образование, Настя решила уехать в Петербург. И это было не просто новое учебное заведение, но и обширное поле для знакомства с театральной культурой города. Будучи студенткой и почти без денежных средств, она находила возможность посещать театры, покупая билеты на самые дешевые места, которые располагались в последних рядах на балконах. Перекус в перерыве стал для нее роскошью, потому что денег не хватало даже на это.
Со временем, когда Настя начала работать и в её жизни появилась возможность позволить себе более комфортные условия, она вернулась к старой привычке — вновь стала посещать театральные буфеты. В один из таких визитов в «Мариинский-2» она решила угостить себя бутербродом с икрой, цена которого составила 400 рублей. Да, это было довольно дорого, но икра, по ее словам, щедро была расположена сверху.
«Иногда мы с мужем поднимаем бокалы игристого в антрактах, чтобы добавить капельку праздника к нашему театральному вечеру. В Театре имени Ленсовета я попробовала пирожное за 200 рублей, но оно не произвело на меня должного впечатления», — признается Настя.
Для нее театральные буфеты олицетворяют прежде всего погружение в детские воспоминания, когда каждое лакомство имело свой особый смысл и придавали событиям ещё большую значимость. Эти уютные перекусы стали неотъемлемой частью волшебной атмосферы театра, которая сохранилась и во взрослой жизни Насти. И, несмотря на изменившиеся предпочтения и новые привычки, она все равно тянется к тем заветным моментам, когда рядом с ней была мама, и вместе они переживали удивительные истории на сцене, всегда оставляя место для небольшого любимого перекуса.
Время, отведенное на антракты, у многих зрителей может вызывать разные эмоции. На данный момент она не испытывает желания спешить за пирожным, но интересно узнать, какие угощения предлагаются в театральных буфетах. Поэтому она без особой спешки направляется в сторону буфета, внимательно осматривая витрины с лакомствами, и затем торопливо progуливается по этому культурному пространству в ожидании следующего акта.
С ее точки зрения, буфет в театре играет жизненно важную роль и может считаться сердцем учреждения. Он привлекает как маленьких зрителей, так и взрослых, создавая им атмосферу праздника. Как утверждает Дарья Гоцманова, театры в наши дни всё больше приспосабливаются к потребностям своего зрителя. Например, в дни детских спектаклей в буфете всегда можно найти разнообразные сладости, чай и какао, а во время постановок для взрослых на прилавках появляются не только классические «театральные» бутерброды с колбасой или рыбой, но и более изысканные закуски.
По словам Дарьи, в Большом театре кукол существует партнерство с кейтеринговой службой, что подразумевает, что буфетчики не являются штатными работниками театра. Ранее, в БТК работал гастробуфет, и меню там обновлялось каждые семь дней, а свежие продукты для блюд закупались в фермерских лавках. «Интерьер нашего буфета также привлекает внимание, и мы стараемся создать у зрителей ощущение, что они находятся в самом сердце театрального искусства», — делится Дарья. По ее мнению, это важно, чтобы зрители ощутили всю атмосферу театра, ведь буфет не должен восприниматься как обычное заведение, где приходят только за едой или напитками.
Однако, по ее словам, поход в театр — это настоящий праздник для многих зрителей. Женщины, как правило, надевали для выхода красивые платья, а мужчины выбирали костюмы. Как может быть праздник без бокала игристого и легких закусок, особенно в театре? Меню театрального буфета заметно отличается по количеству предлагаемых позиций от того, что можно найти в ресторанах или кафе, что безусловно радует зрителей.
Постепенное развитие буфетов под требования гостей театров — это важный аспект, который обогащает их посещение и делает его более запоминающимся. Такое внимание к деталям создает впечатление и атмосферу, позволяя зрителям не только насладиться искусством, но и открыть для себя что-то новое. Благодаря разнообразию буфета, каждый может найти что-то по своему вкусу, что является неотъемлемой частью театрального опыта.
Обсуждая буфеты, нельзя забывать о том, что они могут стать местом встреч для обсуждения увиденного спектакля. В итоге, именно эта маленькая деталь помогает сделать вечер театра незабываемым для всех желающих. Можно сказать, что модернизированные театральные буфеты становятся неотъемлемой частью культурного досуга и расширяют рамки привычного восприятия театра.
Основная причина, по которой театральные буфеты часто предлагают ограниченный ассортимент, заключается в необходимости максимально быстро обслужить значительное количество зрителей за относительно непродолжительное время. Как поясняет Василиса Фомина, менеджер буфета в Театре имени Ленсовета, с увеличением выбора возрастает и время, затрачиваемое на процесс выбора.
В меню данного театрального заведения присутствуют традиционные позиции — разнообразные бутерброды, среди которых можно найти варианты с колбасой, запеченной бужениной, рыбой слабой соли и, конечно же, любимые многими бутерброды с икрой. Десерты также составляют меню, наряду с напитками, в том числе безалкогольными и алкогольными. В теплое время года зрителям предлагают освежающие фруктовые нарезки, а в особенно знойные дни – прохладительное мороженое.
По словам Василисы, популярные позиции всегда остаются стабильно востребованными, и на их выбор не влияют ни погодные условия, ни время года. «Простой пример — бутерброды с рыбой и бокал игристого», — указывает она, добавляя, что цена такого набора колеблется от 950 до 1250 рублей в зависимости от выбранного напитка. Во время театральных мероприятий для школьников наблюдается рост интереса к десертам и лимонадам, что также демонстрирует особенности вкусовой предпочтений зрителей.
Помимо этого, в театре проводятся утренники для самых маленьких зрителей, на которых детей обычно угощают популярной выпечкой, в частности сосисками в тесте. Если говорить о сладостях, то наибольшей популярностью среди юных театралов пользуются эклеры, исполненные в ярких цветах. «Несмотря на относительно небольшой ассортимент нашего театрального буфета, каждый сможет найти именно то, что ему понравится», — подчеркивает управляющая.
Между тем, некоторые петербуржцы отдают предпочтение негосударственным театрам, которые нередко представляют собой камерные учреждения площадью около 100 квадратных метров. В таких местах буфеты, как правило, отсутствуют, так как для их размещения просто не хватает пространства. В антракте посетителям нередко предлагают бесплатную воду, иногда — чай и печенье, что создает дополнительный уют и атмосферу общения среди зрителей.
По всей видимости, минимализм в предложении позволяет театрам сосредоточиться на своих основных задачах — создании качественного театрального искусства и обеспечении лучших условий для восприятия произведений искусства.
Мария Скударнова, театральный блогер, делится своими наблюдениями о посещении государственных театров и их буфетов. По ее словам, при каждом визите в театр она старается заскочить в буфет, чтобы приобрести воды, особенно когда идет на спектакль со своим сыном.
«Спектакли часто бывают продолжительными, и вода необходима,» — поясняет она. Однако такой процесс не обходится без очередей, что порой вызывает неудобства. Например, в один из своих визитов в «Балтийский дом» они прибыли к прилавку только для того, чтобы обнаружить, что буфет не принимает банковские карты. «В итоге мы ушли без воды, просто потому что не ожидали такого,» — вспоминает Мария, добавляя, что в ряде театров услуги буфета вообще доступны только на наличную оплату.
В памяти Марии особенно ярко запечатлелся буфет в Мариинском театре, где она однажды побаловала себя игристым вином и бутербродом с красной икрой, а для своего сына выбрала пирожное. Она называет это посещение частью театрального опыта и считает, что каждый театрал должен хотя бы раз попробовать синергию легкой закуски и театрального момента.
«Я поставила галочку: 'съесть бутерброд с икрой в Мариинке'— и мне этого оказалось достаточно,» — добавляет она с улыбкой, при этом отмечая, что в студенческие годы они с друзьями на долгих антрактах всегда спешили в ближайшие кафе быстрого питания, чтобы перекусить.
Скударнова высказывает мнение, что буфеты в театрах не являются обязательным атрибутом для полноценного посещения. Хотя, признается, в городе есть несколько волнующих заведений, обязательно достойных внимания. Например, ей нравится «Приют комедианта», в котором буфет оформлен как уютное кафе.
«Цены там приемлемые, а атмосфера располагающая, поэтому я обычно заглядываю туда перед спектаклями,» — делится она.
Кроме того, она упоминает о театральной площадке «Скороход», где сосредоточено несколько театров-резидентов. Этот пункт привлекает дополнительное внимание театралов, представляя собой еще одно место, где можно насладиться атмосферой искусства и творчества, находясь в окружении единомышленников.
Мария живо описывает свою любовь к театру и к той уникальной культуре, которая формируется вокруг него, включая взаимодействие с буфетами, которые, несмотря на свою второстепенность, могут придавать дополнительный колорит театральному вечеру.
В театре располагается обширное фойе, в котором находится буфет, напоминающий скорее уютный бар. В этом месте посетители могут порадовать себя хот-догами и рассесться в комфортабельных креслах, дополненных множеством подушек для удобства. Благодаря такому комфортному пространству, многие театралы предпочитают приходить заранее, примерно за полчаса до начала спектакля, чтобы насладиться фастфудом и освежающими коктейлями.
Как отмечает Мария, цены здесь весьма приемлемы, что добавляет привлекательности данному месту. Она отмечает, что для тех людей, для кого поход в театр является своеобразным светским событием, буфет становится неотъемлемой частью этой культуры. Особенно это актуально в контексте таких известных театров, как «Мариинский», «Александринский» и «Михайловский», куда посетители приходят с желанием выглядеть нарядно. Такие театры часто выбирают для романтических свиданий, где время, проведенное в буфете во время антракта, становится обязательным этапом посещения.
Тем не менее, Мария искренне говорит о своем предпочтении формата, при котором у театра есть возможность просто утолить жажду. На столиках в фойе стоят бутылки с водой, и, по ее мнению, этого было бы вполне достаточно для комфортного времяпрепровождения. Она предпочла бы избежать долгих очередей за бутербродами и вместо этого, во время антракта, обсудить впечатления о спектакле или взглянуть на афиши и фотографии артистов, украшающих стены театра.
На ее взгляд, в театры люди приходят вовсе не ради возможности перекусить, а для того, чтобы увидеть хороший спектакль. Время антрактов должно быть использованием для обсуждения увиденного, возможно, за бокалом игристого, и без необходимости чем-то закусывать.
Мария также утверждает, что разнообразие еды в театральных буфетах, как минимум, можно улучшить. Например, предложить варианты фуршетных закусок, таких как салаты, поданные в маленьких стаканчиках, или же креветки на шпажках. В последние годы ростом популярности пользуются профитроли с различными начинками, как сладкими, так и солеными.
Святослав Спиваков, шеф-повар, выступает с предложением внедрить элементы молекулярной кухни в театральные буфеты, а также добавить в меню такие необычные блюда, как зефир из горгонзолы, который прекрасно сочетался бы с игристым вином.
Что касается алкогольных напитков, шеф-повар считает, что для буфета необходимо предлагать именно игристые вина, однако не стоит забывать и о крепком алкоголе, который пользуется спросом у мужчин более зрелого возраста. В разделе безалкогольных напитков вполне актуальными являются классические варианты: чай, кофе, соки, морсы и, конечно же, вода.
Словом, куратор буфета знаком с тенденциями и предпочтениями посетителей и ищет пути к улучшению их впечатлений от театральных вечеров.