В 2024 году в театральном мире Москвы произошло множество значительных событий.
Особое внимание привлек Театр имени А.С. Пушкина, в котором был создан новый перевод пьесы Оскара Уайльда, а также Театр на Бронной, где прошла долгожданная премьера «Калина красная» по произведению Василия Шукшина.
Режиссер Марина Брусникина подчеркнула важность обращения к темам русской души и вечным человеческим ценностям. В ней она видит дар Шукшина — понимание и сострадание к людям, что особенно актуально в наше время.
Премьера собрала много зрителей, что свидетельствует о высоком интересе к произведениям, глубоко затрагивающим человеческие чувства и проблемы.
В 2024 году Москва по-прежнему оставалась одной из самых театральных столиц мира, собирая более 80 спектаклей ежедневно, что подчеркивает богатство культурной жизни столицы.
Более пяти миллионов человек посетили театры в минувшем году, что демонстрирует высокий интерес к сценическому искусству.
В числе заметных премьер также были работы в Театре имени Маяковского, «Новой опере» и Театре Олега Табакова.
Все эти события подчеркивают не только популярность театров, но и их стремление к исследованию и обогащению русской культурной традиции.
Композитор Николай Попов создал замечательный звуковой мир для спектакля, включая исполняемую песню «Калина красная».
Режиссер Марина Брусникина отметила парадоксальность Шукшина, который живо отражает эмоции в своих текстах.
В рамках проекта «Новая опера» была представлена опера Адольфа Адана «Почтальон из Лонжюмо», режиссёр которой Евгений Писарев сумел актуализировать данное музыкальное произведение, редко исполняемое в России.
Далеко не всем знакома опера Адана; он известен, прежде всего, благодаря «Жизели», однако «Почтальон» является великолепным примером его творческого наследия.
Опера была поставлена в Петербурге в 1837 году и в Москве в 1839, а в XX веке исполнялась в Куйбышеве.
Сюжет сосредоточен на почтальоне Шаплу, который, обладая прекрасным голосом, отправляется завоевывать парижскую сцену, забыв о своей супруге Мадлен.
Возмездие настигает его через десять лет, когда жена хочет его проучить.
Писарев описывает историю как фантазийную и театральную.
Визуальные решения спектакля от сценографа Зиновия Марголина и художника по костюмам Ольги Шаишмелашвили, выполненные в стиле нарядных почтовых открыток, переносят зрителя в атмосферу французских деревень и замков.
Также в Театре имени Маяковского прошла сентябрьская премьера «Багдадского вора и черной магии» Егора Перегудова, которая вызвала интерес зрителей разных поколений.
На сцене через музыку, вокал, танцы, трюки и видео-арт воплощается как современный, так и Древний Восток.
Режиссер ставил перед собой задачу показать театр как живую, полную радости, свободы и удивления материю. Зрители становятся участниками спектакля, каждая сцена здесь сконструирована вокруг уникального аттракциона.
Музыку и стихи для постановки написали Давид Тухманов и Юрий Энтин, известные авторы песен для советской мультипликации, включая «Бременских музыкантов». История о багдадском воришке, который преодолевает испытания ради возлюбленной, будет интересна зрителям всех возрастов.
1 июня в Театре Олега Табакова состоялась премьера спектакля «Наследники», режиссёром которого стал Владимир Машков, адаптировавший пьесу Сергея Найденова «Дети Ванюшина». Он сыграл одну из главных ролей — купца Ванюшина, который, осознавая свою скорую смерть, задумывается о том, кому передать семейное дело среди своих шестерых детей.
Спектакль выполнен в традициях русского психологического театра, который исследует глубину человеческой драмы даже в повседневной жизни. Время действия установлено на начало XX века, что погружает зрителя в атмосферу купеческой жизни.
Несмотря на трагедийные обстоятельства, финал спектакля стремится передать жизнеутверждающее настроение, показывая, что люди способны справляться с испытаниями.
Спектакль под названием «Плохие хорошие» также демонстрируется в Московском драматическом театре имени А. Чехова.
Режиссер Евгений Писарев представил постановку по мотивам комедии нравов Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермин» в Театре имени А.С. Пушкина, приурочив премьеру к 110-летию Камерного театра, который основал Александр Таиров.
Писарев отметил, что его цель заключалась в создании спектакля как homage Таирову, придавая ему особый театральный флер и атмосферу.
Новый перевод пьесы подготовил Сергей Плотов, адаптировав текст для лучшего восприятия современным зрителем, поскольку ранее сделанный перевод в 1940-х годах утратил актуальность.
Режиссер внедрил в действие нового персонажа, который соединил театральные традиции XIX века с современностью, выступая в роли резонера и комментатора.
В столице прошел фестиваль «Театральный бульвар» в рамках программы «Лето в Москве», который привлек более 600 тысяч зрителей.
На семи бульварах города проходили театральные и музыкальные постановки, цирковые выступления, интервью и мастер-классы.
Каждая площадка была посвящена определенной теме: например, Тверской бульвар — оперетте, Цветной — цирку, а Чистопрудный — экспериментальному театру.
Участие в фестивале приняли такие театры, как «Современник», Ленком, Московский театр Олега Табакова и другие.
В рамках ежегодного фестиваля «Театральный марш», который 7 сентября 2024 года прошел в саду «Эрмитаж», более 1,6 тысячи артистов и 76 коллективов представили свыше 480 разнообразных постановок.
За это время фестиваль посетило более 270 тысяч зрителей, что делает его одним из самых масштабных театральных мероприятий в России под открытым небом.
Фестиваль традиционно проводится в честь Дня города и символически открывает новый театральный сезон.
В этом году зрители могли увидеть спектакли от выпускников Школы-студии МХАТ, а также ведущих театров Москвы, включая Театр на Таганке и Московский академический музыкальный театр имени Станиславского.
Программа была разнообразной и учитывала интересы аудитории разных возрастов.
В октябре московский театр кукол также провел фестиваль «Пушкин_фест», посвященный 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, где зрители смогли увидеть классические произведения, такие как «Евгений Онегин» в исполнении марионеток и «Пиковая дама», где главные роли сыграли ожившие скульптуры.
Такие уникальные интерпретации творчества Пушкина подарили новую жизнь знакомым историям.