Тартюф, или Обманщик: в поисках новых форм кинотеатрального искусства

Май 5, 2024 / 02:56

На сцене Театра Моссовета, в камерном пространстве, Евгений Марчелли поставил одну из наиболее известных пьес Мольера под названием «Тартюф, или Обманщик». Он предложил новый жанр - «Трагифарс. Кино». Этот термин может вызывать размышления о его значении. Может быть, это кадры-вспышки? Стоп! Снято! Но в контексте кинематографа это невозможно.

Пьеса Мольера была написана еще в 1664 году и имеет богатую историю сценических постановок, включая экранизации, начиная с времен немого кино. Существует множество переводов данной пьесы на различные языки, включая русский. Несмотря на то, что многие сомневались в актуальности этих переводов, включая перевод Лозинского, для современного зрителя, текст пьесы остается прекрасным и актуальным. Евгений Марчелли выбрал прозу для своего спектакля, обратившись к переводу Федюкина, который был выполнен не настолько давно. Так же, как сейчас экранизируют истории, переведенные из стихов в прозу, к примеру, «Евгения Онегина», которую недавно экранизировали Сарик Андреасян и Виктор Тихомиров.

Тартюф, или Обманщик: в поисках новых форм кинотеатрального искусства

Из этого можно сделать вывод, что важно не только содержание, но и форма подачи материала. Истории Мольера и Пушкина всегда останутся живыми и актуальными, их может переосмысливать каждое поколение. «Тартюф» и по сей день звучит свежо и современно, продолжая поражать зрителя.

Главную роль в спектакле Евгения Марчелли исполнил Виталий Кищенко. Сотрудничество между ними началось в «Тильзит-театре» и Ярославском Театре им. Федора Волкова. Кищенко также сыграл роли в других постановках Марчелли, таких как Шекспировский Отелло, Жан в «Фрекен Жюли» и Чеховский Платонов, которые принесли ему заслуженное признание и «Золотую маску».

Эти два талантливых художника отлично понимают друг друга и взаимодействуют в творческом плане. Например, во время съемок фильма «Анна Каренина» режиссера Карена Шахназарова на студии «Мосфильм», когда имена актеров были строго засекречены, Евгению Марчелли удалось случайно встретить Виталия Кищенко в костюме и гриме, что стало забавным эпизодом.

Сомнений не возникало в том, что он исполнит роль «Алексея Каренина». Выбор был единственно правильным. Если бы вы случайно встретили его сейчас за сценой, вы никогда бы не подумали, что это не персонаж из очередного телесериала о маньяке, а Тартюф.

Вначале эту роль должен был исполнить Александр Домогаров. Он даже начал готовиться, но из-за разногласий с режиссером Марчелли покинул театр. И остался один Тартюф.

Виталий Кищенко появляется в коротких штанах, смехотворно подтянутых аж под самое горло, по-советски провинциальной «моде», хотя мы и не живем уже в СССР. Невзрачная рубашка с короткими рукавами застегнута пугающе плотно. Тартюф не мог бы выглядеть нелепее.

На его лице - изображение сладострастного плута и душителя детей. Посев для появления мнимого святого уже сделан. Начало постановки внушает.

Госпожа Пернель - Ольга Остроумова - с ужасом наблюдает за доминированием молодежи в доме своего сына Оргона. Она смотрит долго, молча, пристально. Пауза становится напряженной, но Остроумова справляется с этим с легкостью.

Многоцветная и шумная толпа ведет себя, как на вечеринке. Так что сложно определить, в каком, дорогие мои, веке мы живем. Все одеты как на карнавале - ярко и многоцветно. Единого стиля нет. Смешение эпох. В дальнейшем преобладает пижамный стиль. Возможно, для большей близости и доверительности.

Сценография и костюмы от Анастасии Бугаевой вызывают массу вопросов. Все происходит как будто на подиуме, с обеих сторон которого сидят зрители. Все усыпано новогодней мишурой, одноразовыми стаканчиками, детскими игрушками.

Однажды, случайно наступив на шлепанцу соседа, я услышал острые крики. Это происходило на вечеринке в свете диско, где танцевала молодая жена Оргона, обворожительная Эльмира. Роль ее исполняла Дарья Балабанова – талантливая актриса, яркая кинозвезда, известная по фильмам «Карамор» и «Здоровый человек».

Она была одной из немногих, кто сохранил в здравом уме. В ее появлении в доме Оргона, по задумке режиссера Евгения Марчелли, звучало ощущение бесконечного праздника. Но замысел оказался неудачным, вместо современности он принес старомодность.

Госпожа Пернель рассердится и начнет яростную тираду, Тартюфа праведного уже нигде не найти. После этого появится лишь мельком Ольга Остроумова, чей голос раздастся где-то за сценой. Останется ощущение недосказанности после многообещающего начала. Оргона, сыгранного Валерием Яременко, по мнению критиков, слишком толсто и громко, особенно для столь маленькой сцены.

Он одет в современный деловой костюм, но его роль и занятия остаются загадкой. Он кажется настолько глупым, что дает обманушке Тартюфу кураж. В его поведении нет внутренней мотивации, неясно, почему он настаивает на связи с Тартюфом, ради которого он готов пожертвовать даже дочерью.

Дочь Оргона, Мариана (Екатерина Девкина), – типичная современная девушка, которая почему-то ведет себя вызывающе, выделяясь из общей массы своей одеждой и манерами. Похоже, что актриса испытывает дискомфорт в ее образе. Отец настроен выдать Мариану замуж за Тартюфа, противоречия не допускает.

Эльмира пытается оказать влияние на мужа, играет перед влюбленным или воображаемо влюбленным в нее Тартюфом, чтобы провести его сквозь воду. На Эльмире атласная ночная сорочка теперь заменяет повседневную одежду. Контакт с Тартюфом вызывает у Эльмиры отвращение.

Она повторяет сцену признания в любви снова и снова, чтобы все осталось без изменений. Публика не реагирует с энтузиазмом на многократные повторы. К концу представления Эльмира ложится на сервированный стол, напоминая то мертвеца, то изысканное блюдо. В ее манере лечь у стола чувствуется какая-то завуалированная ирония...

В Ярославле и Тильзите работы Марчелли смотрелись более уверенно, прочтение классики придавалось искренне и виртуозно, не вызывая столь много вопросов... Блеск столичного мира был заменен провинциальной тоской.

По материалам: www.mk.ru