Судьба театров в современных реалиях

Май 9, 2025 / 05:09

Современные власти проявляют все меньше заботы к культурным памятникам и их создателям, что неминуемо приведет к негативным последствиям.

Помню, когда я еще не был связан с театром, моя коллега работала с человеком, который был главном режиссером камерного театра в Москве. Я ничего не знал о театральной среде, но ощущал особую атмосферу, связанную с жизнью артистов — их отношения, уникальный образ жизни и преданность профессии. Коллега делилась рассказами о праздниках и корпоративных мероприятиях театра, где его сотрудники чувствовали себя частью некой «необычной церкви».

Судьба театров в современных реалиях

Однако, недавно этот театр, о котором мне так много рассказывали, был закрыт в результате «слияния» с другими учреждениями. Узнав об этом, я оказался гораздо ближе к миру театра. Всегда считал театры вечными: Театр на Таганке, театр Фоменко, другие государственные театры казались мне неизменными. «Слияние» стало для меня неожиданностью, подобной появлению инопланетян на Земле.

Как говорит Кургинян в программе «Право знать!» на ТВЦ, русские могут выжить только следуя высшему духовному закону, иначе их ждет уничтожение. В юности мы часто шутливо говорили: «по ногам, как по бульвару», когда кто-то не замечает, что наступает другим на ноги. В этой метафоре можно увидеть, как важно помнить о культуре и ценностях, чтобы не потерять то, что делает нас людьми.

В последние годы наблюдается серьезное обращение чиновников к культурным институтам в России, что, безусловно, вызывает беспокойство. Запрашивая нейросеть о деградации культуры, мы сталкиваемся с проблемой, когда «массовая культура» захватывает пространство, необходимое для «высокого искусства». Но стоит отметить, что доминирование одного не обязательно приводит к полному уничтожению другого.

Тем не менее, в России наблюдается уникальная агрессивная «зачистка» культурных институтов, которые традиционно создают высокое искусство. Во многих статьях нашей газеты и на страницах колонки главного редактора Сергея Кургиняна поднимались вопросы о критическом уровне гуманитарного образования. Например, в ВГИКе считается, что достижением можно считать уровень знаний студентов на третьем курсе, соответствующий девятому классу. Это подчеркивает, как постсоветская Россия вместо поддержки культурных инициатив фактически игнорирует их.

Сложившаяся ситуация стала причиной множества сокращений в образовательных заведениях, таких как школы искусств и музыкальные колледжи. В начале декабря 2024 года в департаменте культуры Москвы проводилась встреча с директорами детских музыкальных школ, где обсуждалась реорганизация, которая предполагала объединение учреждений по территориальному принципу.

Это решение привело к отмене обучения по предпрофессиональным программам, причем было решено оставить всего 27 школ с подобным обучением, а остальные 113 перевести на "Творческие образовательные программы" (ТОП). Таким образом, культурная система оказывается под угрозой, что представляет собой не просто переорганизацию, а настоящую деградацию культурных традиций.

В результате недавних обсуждений стало известно, что 113 учебных заведений могли утратить право на обучение по предпрофессиональным программам на бюджетной основе. Однако в середине декабря власти опровергли эти слухи, назвав их интернет-шумихой. Общественное возмущение по этому поводу было значительным, особенно среди людей, связанных с культурой. Удивительно, что подобные новости могли быть выдуманы кем-то из блогеров или журналистов.

Власти пообещали провести обсуждения относительно будущего детских школ искусств с родителями, но остается вопрос: будет ли это обсуждение результативным?

По информации Министерства культуры РФ, за последние десятилетия наблюдается значительное сокращение числа библиотек, клубов и других культурных учреждений, особенно в сельской местности. В 2020 году Валентина Матвиенко выразила негодование по поводу сокращения культурно-досуговых центров в России за 25 лет почти в два раза, а сельских клубов — на четверть. Такой процесс слияния библиотек стал привычным явлением, с которым, несмотря на усилия, продолжается борьба.

Множество музеев и театров сталкиваются с хроническим недофинансированием, что приводит к их упадку. Этот факт обсуждается как в СМИ, так и в академических журналах, что подтверждает его серьезность.

Хотя в проекте федерального бюджета на 2025–2027 годы предусмотрено увеличение финансирования госпрограммы «Развитие культуры», это не обещает реального улучшения ситуации в области культуры. Подобные меры кажутся недостаточными для значительного изменения сложившегося положения дел.

Состояние дел в сфере культуры вызывает тревогу. Выпускник факультета журналистики МГУ, я с сожалением наблюдаю за сокращениями в штатах кафедры зарубежной журналистики. Это явление ясно демонстрирует не только переход на «болонку», но и серьёзные изменения, которые происходят в образовательной системе.

Недавно Би-би-си напомнила о бывшем главе департамента культуры Москвы Александре Кибовском, который сейчас находится в СИЗО. Его попустительство привело к уничтожению центра Экзюпери, созданного совместно с Францией. Я опубликовал ряд интервью с его основателем, Мстиславом Листовым, который, к счастью, остаётся в добром здравии и полон стремления восстановить этот культурный проект.

Тяжбы вокруг центра требовали от Листова значительных моральных и физических усилий, что могло бы привести к тяжёлым последствиям для человека с его историей. Однако, несмотря на ситуацию с Кибовским, центр все же был утрачён, и здоровье тысяч людей, которые могли бы узнать о наследии Экзюпери, также пострадало.

Уникальные экспонаты, собиравшиеся на протяжении 35 лет и способствующие воспитанию молодежи, теперь находятся на даче друга, что негативно сказывается на культурном имидже России.

Ни Ушаков, ни Путин не смогли помочь в этом вопросе, несмотря на обращения к ним. Эта ситуация открывает перед нами печальное лицо культурной политики страны и подчеркивает необходимость внимания к значимым проектам, способным обогатить наше общество.

В интервью с Надеждой Матвеевой, архитектором и хранительницей культурного кода городов, обсуждается значимость архитектурного наследия в условиях войны и социального кризиса. По ее мнению, сохранение исторических памятников критически важно для идентичности страны, особенно во времена преобразований, когда страна сталкивается с угрозами выживания.

Проекты по сносу архитектурных памятников и застройке исторически значимых территорий ставят под угрозу историческое существование нации. Архитектор подчеркивает, что невозможно успешно вести войну, игнорируя собственную культурную идентичность.

В контексте текущих военных действий возникает вопрос о культурной стратегии: действительно ли руководство рассчитывает на патриотические песни и поп-культуру как на инструменты аргументации?

Годом ранее Аркадий Русаков, заведующий кафедрой гуманитарных и общественных наук, упоминал в интервью о недостаточном количестве фильмов о Великой Отечественной войне из-за ограниченности ресурсов. Современные условия отличаются, и экранное пространство богато, однако патриотического духа на киноэкранах не хватает.

Возникает необходимость в создании картин, которые биоинформировали бы о конфликте, подобно западным фильмам о войне. Редакция получает интересные сценарии патриотических фильмов, но они зачастую остаются в рамках небольших фестивалей, что делает их воздействие минимальным.

Эта ситуация ставит под сомнение искренность намерений властей на поддержку настоящего патриотического кино, так как такие инициативы воспринимаются как «беззубые» и непрерывно контролируемые.

В последние годы меры, связанные с коронавирусом и вакцинацией, оказали значительное влияние на человеческие отношения и театральную жизнь, которая является важной частью этих взаимодействий. Вспоминая заметку Пушкина о русском театре, можно увидеть, как он остро подмечает изменение в восприятии общих переживаний.

Перегруппировка зрителей в зале, вызванная эпидемией, разрушает суггестию — общее чувство, возникающее во время спектакля. Таким образом, театры стали ареной для воплощения глубинных изменений в обществе, которому была ограничена возможность сопереживать в коллективе.

Сейчас, когда власти требуют предъявлять документы, подтверждающие личность на входе в театр, важно отметить, что произошло непонимание — страх перед вирусом сменился беспокойством управляющих театров о финансовых потерях от действия перекупщиков. Эта политическая борьба, затеваемая чиновниками, лишь усугубляет ситуацию, заставляя театры сталкиваться с масштабными убытками и девальвацией понятия театрального искусства.

Упрощая вход в театр, они могут создать атмосферу отказа от искусства, где зрители, уставшие от постоянных проверок, просто перестанут посещать театры.

Особую тревогу вызывает вопрос защиты персональных данных зрителей. Например, знакомый, работающий в сфере информационной безопасности, упоминает о постоянных кибератаках, с которыми сталкиваются крупные госкорпорации. При этом статус театра, тем более камерного, накладывает дополнительную ответственность. Как он может обеспечить защиту своих зрителей, когда даже государственные системы не всегда способны гарантировать безопасность данных?

В современном мире театры подвергаются беспрецедентным рискам, которые порой оказываются слишком велики для их ресурсов. Легко заметить, что расслабленная защита культурных достижений приводит к печальным последствиям. Власти, забывающие о том, что культура требует особой охраны, не понимают, что такая небрежность оборачивается предательством как для создателей, так и для зрителей. Это важный звоночек о том, что бездействие приводит только к упадку культурной жизни.

По материалам: rossaprimavera.ru