На сцене Театра.doc на Лесной представлена постановка под названием «Ставангер», которая является драмеди о женщине, находящейся в поиске любви, смысла и самой себя. Главная героиня пытается найти ответы на свои внутренние вопросы, что заставляет ее брести по дороге, где она сталкивается с еще большим количеством неразгаданных загадок.
Персонаж из «Ставангера» пленяет внимание многих зрителей, так как в ней отражены черты современного поколения: свободного, осознающего собственные границы, инфантильного и постоянно находящегося в процессе рефлексии. Главная героиня, Ирина, ведет жизнь, о которой не мечтают многие, но несмотря на это, у нее нет поводов жаловаться: она работает на фрилансе в глянцевом журнале, у нее стабильные отношения, нет детей и, возможно, не будет.
Ирина устала от себя самой и принимает решение попробовать изменить свою жизнь, встретившись с учителем из «Ставангера» посредством знакомств через приложение. Одд, учитель из Норвегии, говорит Ирине, что он влюблен. После некоторого общения по интернету Ирина отправляется в Норвегию, чтобы попробовать начать все с чистого листа.
Однако стоит ли оставлять все старое за спиной и строить новую жизнь на прежних принципах? Режиссеры Юлия Шульева и Вера Дровеникова создали спектакль по пьесе Марины Крапивиной. Саму главную женскую роль исполнила Вера Дровеникова, а ее партнерами стали Андрей Кондратьев, Иван Федотов, Полина Северная, Сергей Анненков.
Представители РБК Life беседовали с актерами, игравшими роли Ирины и Одда, Верой Дровениковой и Андреем Кондратьевым, о спектакле, влиянии поколенческих травм и различиях в культуре. Одной из ключевых сцен спектакля является монолог Ирины о встрече выпускников. Вспомните, когда вы последний раз встречались со своими одноклассниками?
Одним из отличий между реальной встречей и сценой из спектакля является то, что испытанная героиней Ирины встреча выпускников отличается от многих других подобных событий, которые происходят в реальной жизни.
Я вырос в небольшом военном городке подмосковья, и мои одноклассники тоже были из Подмосковья. Ирина же выросла немного дальше от столицы, и для нее встреча нашего класса стала также путешествием из центра обратно в провинцию.
На встрече с Ириной заметно было, как она чувствует себя по-другому, отличается от нас всех. Мы все, как один, были немного потеряны, не уверены в себе, и большинство из нас не имели детей. Но у Ирины было что-то особенное. Хотя я не могу сказать, что мы нашли общий язык, я все же поняла ее чувства. Мне тоже близки те же мысли, что и ей: мне также близок возраст 35 лет, я замужем, но детей у меня нет, так же как и у Ирины.
Впечатления от этой встречи сильно повлияли на меня. Этот опыт заставил меня задуматься над вопросами, от которых я долго откладывала. К сожалению, после выпуска я не виделась с никем из наших одноклассников. Когда я уехала из родного города в 2013 году, я никогда не возвращалась туда. Поэтому у меня нет опыта возвращения и пересмотра прошлого.
Вера уже обнаружила сходство себя со своей героиней на этом этапе. Андрей, считаете ли вы, что ваш сценический персонаж имеет что-то общее с вами? Когда я впервые прочитал сценарий, я был поражен: «Я совсем другой человек! Что мне делать?». Не хочу хвастаться, но я открытый и общительный, стараюсь наладить общение. Одд — полная противоположность мне, он замкнут и социопатичен. У него фобии и панические атаки, он боится всего вокруг. Поэтому я понял, что мне нужно погрузиться в роль. Я начал наблюдать, изучать поведение людей с тревожными расстройствами, смотреть видео о психических расстройствах. Я старался изучить его мир вглубь, как предписано Станиславским.
Я увидел некоторые характеристики, такие как жестикуляция или мимика. Оказалось, что у таких людей может быть абсолютно здравый разговор, как у нас с вами сейчас, а потом внезапно они могут начать упрекать слушателей за непонимание их слов.
Однажды моя жена застала меня за просмотром этих видео и задала мне осторожный вопрос о моих новых интересах... Мне пришлось объяснять ей, что это исследование для спектакля, чтобы смягчить напряжение.
Мне кажется, что несмотря на то, что герои ровесники, Ирина гораздо более зрела психологически, в то время как Одд застрял в молодости. Это создает дополнительное непонимание.
Вы согласны с этой интерпретацией? Конечно. Нужно понимать, что они происходят из разных сред. Он вырос в обеспеченной семье, где ему всегда было комфортно, и стал успешным миллениалом с менталитетом «у меня есть все, что нужно, я не останусь на обочине». В то время как она - стремительный карьерист, которому нужно достигать успеха, качественного статуса и материального благополучия.
Все это для того, чтобы удовлетворить базовые потребности по пирамиде Маслоу. Огромную роль играет и культурное различие.
В России люди быстро становятся взрослыми — это факт. Достаточно вспомнить все события, случившиеся за нашу жизнь, чтобы понять, что традиционные ценности, на которых люди строили свою жизнь, постоянно меняются.
Отношение к религии, доступ к огромному количеству информации, появление социальных сетей — все это оказывает влияние на людей. Иногда они накладывают фильтры на свои фотографии, иногда популяризируют феминизм и бодипозитив. Мы видели, как дети стали культом, и как общество формирует образ #ямать, а затем поддерживает девушек-бездетных.
Все эти изменения в поведении и ценностях — это результат быстро меняющегося мира и влияния технологий на нашу жизнь.
Фотографии из роскошного Дубая и «випассана» ретритов могут создать иллюзию богатой жизни, но как избежать потери себя во всем этом? Важно помнить, что истинное счастье не сводится к материальному благополучию.
Пьеса описывает глубокий экзистенциальный кризис женщины, которая осознает, что успех и карьера не приносят ей настоящего удовлетворения. Героиня сталкивается с запутанным миром, где ценности и приоритеты искажены. В такой ситуации важно вернуться к корням, к семье и родителям, которые могут стать опорой в сложные моменты.
Необходимость признания собственных проблем является первым шагом к их решению. В отличие от Ирины, другой персонаж, Одд, не осознает своих проблем и скрывает свои истинные эмоции за маской. В спектакле происходит столкновение двух разных подходов к жизни.
Русская среда, в которой выросла Ирина, играет важную роль в ее осознании проблем. Многие из нас бунтовали против мнений родителей о карьере, семье и детях, но со временем осознаем важность их советов. Общество иногда старается защитить нас от ошибок, указывая на тревожные тенденции. Важно находить баланс между собственными желаниями и ожиданиями окружающих, чтобы найти свой путь к счастью и успеху.
Я глубоко признательна моему отцу, который когда-то обсуждал со мной вопросы карьерного роста и перспектив. Тогда я думала, что мир изменился и всё это не имеет значения. Однако на самом деле всё осталось по-прежнему, ведь каждому человеку необходимо развиваться.
В это время 'Одд', проживающий в Норвегии, стал частью более толерантной и принимающей среды. Таким образом, на примере персонажей можно увидеть две стороны одной медали.
Да, в нашем обществе сложно, но давление и высокие стандарты воспитывают в нас качества, которые могут спасти в критических ситуациях.
В настоящее время обращают внимание на разные отношения к общественному мнению и требованиям к себе не только в контексте различия менталитетов, но и различия поколений.
При этом равесники даже внутри одной страны могут различаться по своим взглядам и убеждениям. Что же делает определение поколения? Это действительно сложный вопрос, так как наша страна очень разнообразная и многоликая.
Поступив и начав обучение в университете в сибирской деревне, а затем в провинциальном городе, я поняла, что там с тех пор мало что изменилось. Там практически нет различий по социальному и возрастному признаку. А в Москве эти различия становятся более очевидными.
Я вижу одно поколение в районе Китай-города, совсем другое в Библиотеке им. Ленина, третье в Академии театрального искусства. Здесь у многих есть возможность жить в своём мире, когда базовые потребности удовлетворены и можно выбирать свой образ жизни. Сложно для меня отнести себя к какому-то поколению.
Мы, артисты, уделяем большое внимание изучению различных аспектов жизни людей.
Я в настоящее время общаюсь с вами о Одде, который вырос в определенной среде, и я исследовал ее. Затем я собираюсь отправиться в Театр имени Гоголя, чтобы исполнить роль лорда Генри и погрузиться в Англию эпохи Просвещения.
Мне интересно делить поколения по мемам. У каждого возраста есть свои мемы. В целом, Москва — это как коктейль, хорошо перемешанный, и мы все смешались в Китай-городе. Я считаю, что из-за разнообразия культур поколения в разных странах воспринимаются по-разному. Наша страна уникальна благодаря столкновению европейской и азиатской культур, и эта смесь оставляет свой отпечаток, позволяя стать глубокими людьми, что, возможно, не всегда приятно, но так сложились наши жизненные обстоятельства.
Я не знаю, сталкиваются ли другие страны с подобными проблемами, но в моем бумерском поколении существует ясное убеждение опираться только на себя. После 1990-х годов осознание пришло лишь того, что государство или любой институт в любое время могут измениться. Теперь необходимо самому думать о собственной безопасности, покупать жилье, готовиться к нештатным ситуациям. Это понимание, что нельзя полагаться на кого-то, делает человека излишне тревожным, но в то же время мотивирует. Гонка за достижениями возникает из-за страха, из-за неуверенности в завтрашнем дне, из-за попыток заполнить пустоту внутри.
При учете того, что поколения в одной стране в основном вырастают в схожей среде, можно ли говорить о том, что они сильно различаются друг от друга? Или с возрастом все становятся схожими? Дискуссии о поколениях вели Достоевский и Тургенев давно, поэтому эта тема всегда актуальна.
Они столкнулись с мощной волной индустриализации, которая кардинально изменила жизнь общества, в то время как мы свидетели информационной революции. Я убежден, что нас объединяет городская среда, в которой все находятся в почти идентичных условиях конкуренции. Утверждения о том, что новые поколения наслаждаются более спокойным детством и юностью по сравнению с предыдущими, кажутся мне сомнительными в контексте обсуждения наших различий.
Мое детство в девяностые годы было замечательным, несмотря на все аспекты окружающей действительности. Я не обращал внимания на все это, потому что я занимался в музыкальной школе, получал спортивные награды, посещал театральные студии. Что там происходит за пределами стен? Меня это мало волновало, ведь я был занят тренировками.
Как написал Достоевский, формирование личности во многом зависит от окружения. Другое дело — мое руководство утверждало, что серая масса людей повторяет свой исторический путь по спирали до бесконечности. Тот, кто не стремится к самосовершенствованию, к обучению, к изменениям в своей духовной, интеллектуальной и моральной жизни и так далее, тот человек остается на месте. Это колесо становится вечно вращающимся.
Но талантливые люди, желающие развиваться, на самом деле похожи между собой. Поступаешь в Библиотеку имени Достоевского, и там все возрасты сидят вместе: школьники, пенсионеры, все учатся и работают вместе. Мне кажется, что большое расхождение между поколениями в настоящее время обусловлено технологическим прогрессом. Когда мы разобрались с интернетом и социальными сетями, на смену им пришли искусственный интеллект, Chat GPT и прочие инновации. Я до сих пор не могу освоить все эти новшества. Я хотел бы, но что поделать!
Но самое важное — не отрываться от себя, от своего внутреннего мира, не оставаться в изоляции только среди своих сверстников. Потому что у каждого из нас есть чему поучиться у других. Например, у зумеров более высокие стандарты жизни, они не готовы трудиться на нелюбимой работе или общаться с «красными флагами». Более старшие поколения, по моему мнению, обладают большим терпением и больше задумываются о будущем. Нам нужно объединять этот опыт, опыт наших родителей, сверстников и молодежи, и стремиться к нахождению золотой середины.
Я скажу так: «Тебе будет очень трудно, но это того стоит. Но и не стоит ожидать, что другие пути будут легкими. Самое главное — получать удовольствие от всего происходящего, чтобы все стало радостью».