На международном кинофестивале фильмов и программ о космосе «Циолковский» в городе Калуге корреспондент журнала «РГ» имел возможность посмотреть первый в России спектакль с участием робота-собаки.
По случаю 170-летия рассказа «Муму» Ивана Тургенева Театр села – и вновь первенец в России – подготовил удивительное представление, индустриальную драму под названием «Муму - робопес».

Примьеру этого спектакля провели в конференц-зале Музея истории космонавтики при участии режиссера и основателя театра Глеба Данилова.
Данный спектакль рассчитан на зрителей старше 5 лет, он выполнен с элементами юмора, веселья, с музыкальным сопровождением, песнями и танцами.
Молодой актер театра Данила Дробиков прекрасно взаимодействует со зрителями и умело держит связь с аудиторией.
Представление интересно как детям, так и взрослым.
Каждый человек в России вряд ли не знаком с сюжетом о глухом дворнике Герасиме и его собаке Муму, которую ему пришлось утопить по приказу своей барыни.
В данной постановке дана современная интерпретация этого произведения, с упоминанием восстания машин и искусственного интеллекта.
В спектакле Герасим приобретает робота-собаку, которую называет Валентина.
Робот умеет разговаривать, стоять на задних лапах, танцевать, и это вызывает восторг у зрителей.
К представлению были приложены свежие видео съемки, которые были сделаны на улицах старой Калуги и в здании нового музея космонавтики.
Глеб Данилов, основатель и директор театра, всего 29 лет, рассказал журналистам о целях и задачах театра, об условиях, в которых проходят их представления, а также о будущих постановках.
Он призвал внимание к развитию театральной инфраструктуры в местах, где она отсутствует, и отметил, что их компания работает в трех городах: в селе Льва Толстого, Москве и Санкт-Петербурге, стремясь создать уникальную театральную атмосферу и расширить аудиторию театрального искусства.
Мы являемся партнерами крупных застройщиков, чьи объекты находятся в Подмосковье, в столь популярных местах, как Мытищи, Люберцы и другие. Подобно бродячим артистам, мы приезжаем на их территорию, где зачастую отсутствуют театры, и устраиваем представления. Наше шоу может быть любого жанра - от драмы до комедии.
Спектакль «Муму», который мы показываем сегодня, разработан специально для уличных выступлений. В его постановке задействованы всего один артист и робот-собака с колхозной сумкой в реквизите. Мы также проводим представления, где задействованы большее количество актеров и декораций.
Начинав свою деятельность как провинциальный театр в селе Льва Толстого в Калужской области, мы смогли расширить свое влияние и уникальный стиль представлений. Учеба в ГИТИСе, в мастерской народного артиста СССР Владимира Андреева, а также работа в театре Калягина «Et Cetera» и участие в фильме «Подольские курсанты» под режиссурой Игоря Угольникова сделали нас опытными и талантливыми артистами.
В свободное время я организовал театр на территории моего родного поселка, где проживают мои родители, пригласив в него своих друзей и однокурсников. Это стало началом создания больших и интересных проектов по всей России. Мы уже реализовали четыре собственных проекта и около десятка совместных, где выступаем в роли продюсеров.
Лично для меня режиссерские амбиции не столь важны, я больше увлечен продюсерской деятельностью. Единственным спектаклем, который я смог воплотить как режиссер, стал «Муму», но большее удовольствие я получаю, занимаясь продакшн.
Наш режиссер Данила Дробиков в данном представлении исполнил роль Герасима, он обладает великим талантом и яркой индивидуальностью. Наша команда ценит свободу и творческое самовыражение, именно это делает нас настоящими искусствоведами и позволяет нам создавать проекты, которые вызывают восхищение и восторг у зрителей.
Данила - это мой товарищ по учебе, он занимается работой в различных театрах Москвы. Мы сотрудничаем с различными артистами, проводим моноспектакли и другие мероприятия.
У нас есть спектакль под названием «Неистовые космисты». Мы использовали нейросети для создания ростовых голов четырех кукол: Гагарина, Чижевского, Циолковского и Федорова. Удивительно, что изображения Николая Федорова, ученого и философа, основателя русского космизма, практически не существует, так как он уклонялся от публичности.
Наш спектакль представляет собой легкое и понятное повествование, рассказывающее детям о выдающихся личностях, их заслугах и открытиях.
Кроме этого, у нас также есть спектакли «Букашечка» и «Зайцы спасают Мазая» по случаю юбилея писателя Некрасова. Все наши проекты ориентированы на детей и пользуются успехом у аудитории.
Несмотря на то, что мы представляем сельскую местность, наши проекты реализуются в сельской местности, мы стремимся разрушить распространенные стереотипы о селе.
Например, мы соединили Муму с роботом-собакой. Мы хотим показать, что деревня – это не только грязь, разруха и унылые холодные коровники, но и место, где тоже есть место для креатива и фантазии.
Проект Театра села демонстрирует, что в России есть масса возможностей, и если есть желание создать что-то хорошее, то при наличии решимости и страсти все возможно.
Наша сцена небольшая, всего 80 квадратных метров, и вмещает 60 зрителей. Чаще всего на наши спектакли приходят родители с детьми.
Я всегда спрашиваю перед началом представления, читал ли кто-то историю Тургенева, и удивительно, что после посещения театра многие зрители начинают интересоваться классическими произведениями. Мы не ставим целью исказить классику, а наоборот, стараемся популяризировать ее, и у нас это получается – множество СМИ освещают наши постановки и новаторский подход в Театре села.
Мы прогулялись по улицам Калуги, сменив центральную Воскресенскую на Декабристов, и обнаружили удивительный колорит - абсолютно одесские дворики.
Это были живописные декорации к нашему спектаклю, который переносил зрителей в мир хайтека и собак.
В центре современного города осталось что-то из СССР, что мы запечатлели в нашем видеоролике, показывая реакцию прохожих на Муму.
Для нас, жителей Калуги, это было нечто необычное, но, возможно, в Японии или Китае такая картина не вызвала бы удивления - роботы на улицах уже давно не являются редкостью.
У нас нет постоянной труппы - мы проектный театр, собираемся для конкретной постановки. Наш театр негосударственный, автономная некоммерческая организация.
Поддерживать постоянную труппу считается устаревшим и дорогостоящим. Однако с юридической точки зрения мы являемся первым сельским театром с собственным товарным знаком.
У нас есть партнеры, для которых мы проводим спектакли, оживляем пространства и наполняем их смыслом.
Благодаря фестивалям и музеям мы смогли представить наш спектакль калужанам, хотя сами находимся в соседней области - это своего рода парадокс.
Основная часть нашей деятельности приходится на Московскую и Ленинградскую области. Наш график заполнен на весь год. Мы выступаем на улицах в нескольких местах.
Например, в данный момент команда театра представляет аудиоспектакль в Санкт-Петербурге.
25 человек надевают наушники и, используя аудиовизуализацию, перемещаются по двору, погружаясь в захватывающую историю о соединении двух эпох - 2024 года и 1980-го, времени Олимпиады в СССР.
Премьера аудиоспектакля «Секретный маршрут 80-24» проходит 25 мая в ЖК Рыбацкое в Санкт-Петербурге.
Наша организация сталкивается с определенными финансовыми трудностями, но мы стремимся к тому, чтобы отремонтировать нашу базу в селе. Это старое одноэтажное здание конца 19 века, и мы очень хотим привести его в порядок. Мы активно движемся в этом направлении. Я написал пьесу под названием «Илон Маск и Циолковский».
Мы задумываемся о нестандартном способе постановки этого спектакля. Мы предпочитаем удивлять зрителей и не придерживаемся традиционного подхода к театральному искусству. Нам нравится искать что-то новое, необычное, и мы всегда рады гастролям, на которые нас приглашают. Мы ценим возможность поделиться своим творчеством, познакомиться с новыми местами и людьми.
Прошлым летом наш театр показал спектакль в Южно-Сахалинске, и это было поистине незабываемо! Театр села был основан в ноябре 2020 года. Мы единственный профессиональный творческий коллектив в селе, который стал финалистом премии «Звезда театрала» и национальной премии Russian Creative Awards - 2022 в категории «Открытие года». Наш основатель Глеб Данилов стал финалистом премии Forbes «30 до 30» в номинации «Социальные практики» за свой проект «Театр села».