Современная постановка «Тристана и Изольды» в Мариинском театре выполнена в историческом, «байройтском» стиле.
Этот оперный дом отличается смелостью и высоким уровнем музыкального исполнения, что позволяет ему успешно обращаться к масштабным произведениям Вагнера.
Благодаря искусству Валерия Гергиева, который глубоко понимает музыку Вагнера, театру удается представлять все его главные оперы, включая это произведение, которое сам автор описывал как Handlung или действо.
В новой интерпретации «Тристана и Изольды» работают два режиссера, Константин Балакин и Алексей Степанюк.
Это уже четвертая постановка петербуржцев, связанная с этой легендой.
Ранее спектакль уже ставился в 1899 году под руководством Осипа Палечека и дирижёра Феликса Блуменфельда, а также Всеволодом Мейерхольд в 1909 году и в 2005 году Дмитрием Черняковым с Гергиевым.
Эти работы всегда отражали время и были своеобразным индикатором художественного состояния театра.
Несмотря на наличие более старой постановки, появление нового варианта «Тристана и Изольды» в репертуаре театра является важным и ожидаемым событием для поклонников оперы.
Сюжет оперы «Тристан и Изольда» основывается на простой фабуле, но глубже, чем кажется, раскрывает комплексные человеческие чувства.
В центре сюжета — любовь между рыцарем Тристаном и принцессой Изольдой, которые испытывают страсть, соединенную с трагедией. Оба героя вынуждены сталкиваться с предательством и утратой, что приводит к их гибели.
Вагнер, создатель музыкального либретто, вдохновился средневековыми романами, особенно недосказанным произведением Готфрида Страсбургского. Глубина произведения заключается не столько в сюжете, сколько в эмоциональном состоянии, в немалой степени являющимся квинтэссенцией восторга и скорби.
Эта опера предоставляет слушателям возможность пережить великолепные эмоциональные переживания, создавая атмосферу интенсивного душевного волнения.
Новая постановка оперы выполнена в историческом стиле и стремится следовать указаниям Вагнера, который оставил множество детализированных ремарок относительно сцены и декораций.
Однако, несмотря на богатый символизм, использованные автором элементы сценографии кажутся чрезмерными и иногда даже неуместными, создавая впечатление визуального перегруза.
Визуальные решения, возможно, вдохновленные известной картиной Арнольда Бёклина «Остров мертвых», воспринимаются как нечто ориентированное на детское восприятие, что снижает эффект погружения в серьезную и трагическую историю любви.
Таким образом, хотя постановка и стремится к высокой драматургии, ее реализация иногда остается на поверхности, не передавая всей глубины и многообразия чувств, заложенных в опере.
Вагнер представляет собой квинтэссенцию музыкального искусства, где музыка играет ключевую роль.
Композитор стремился объединить голоса певцов с оркестром, создавая мощное музыкальное полотно.
В этом произведении участвуют солисты, такие как Михаил Векуа и Татьяна Павловская, которые исполняют партии Тристана и Изольды, а также другие исполнители, включая Юлию Маточкину и Евгения Никитина.
Они представляют собой достойные, но невысокие эмоциональные выступления в ходе почти шестичасового марафона.
Однако глубоких душевных переживаний от главных героев не хватает, и их вокальные исполнения могут показаться поверхностными, словно они следуют внутреннему суфлеру.
В то же время Валерий Гергиев создает потрясающее оркестровое сопровождение, в котором ощутимо богатство звуковых нюансов.
Это музыкальное погружение создает атмосферу затерянного рая и мечты о новой, сильной любви.
В контексте современных событий также проходит конкурс вокалистов, а предстоящие концерты обещают интересные выступления известных артистов.