Современная академическая музыка в России новые тенденции и фигуры

Мар 18, 2025 / 21:37

Академическая музыка в России претерпела значительные изменения, отойдя от стереотипов о сложности и элитарности.

Сегодня современные композиторы и исполнители привлекают разнообразную публику, проводя концерты в необычных местах, включая подземные паркинги и современные арт-пространства.

Современная академическая музыка в России новые тенденции и фигуры

К числу влиятельных фигур новой академической сцены можно отнести Теодора Курентзиса, основавшего оркестр «musicAeterna» в 2004 году.

К 2010 году этот оркестр стал культовым, исполняя произведения, такие как «Малер» и «Бетховен», с необычной страстью и точностью.

С назначением Курентзиса художественным руководителем Пермского театра оперы и балета, фестиваль искусств, проходивший в городе, стал ежегодным, превращаясь в значимое международное культурное событие.

«musicAeterna» в 2019 году переехал в Санкт-Петербург, и Курентзис продолжает развивать экспериментальные проекты на новой площадке, привлекая внимание широкой аудитории к академической музыке.

На музыкальной арене выделяются выдающиеся пианисты, такие как Полина Осетинская и Антон Батагов, а также солисты Московского ансамбля современной музыки и оркестров, таких как OpensoundOrchestra и Prometheus.

Среди вокальных коллективов выделяются N'Caged и Intrada, а скрипач Даниил Коган славится своим творческим объединением «Притяжение». Эти виртуозы способны превратить академический концерт в заряд эмоций и вдохновения.

За последние десятилетия в сфере композиторского искусства также стали заметны имена, такие как Марина Полеухина, Игорь Яковенко и Владимир Раннев, каждый из которых развивает уникальные идеи и привлекает новых слушателей в свои музыкальные миры.

Где же можно насладиться этим искусством? Ранее академическая музыка в основном ассоциировалась с консерваториями и филармониями, но теперь она звучит в нетрадиционных пространствах, таких как дом культуры «ГЭС-2» и «Электротеатр Станиславский», а также в ДК «Рассвет» и Мультимедиа Арт Музее (МАММ) в Москве.

Эти независимые площадки стирают границы между академическим и современным искусством. Открытый в 2021 году ДК «Рассвет» стал одной из лучших площадок столицы для любителей современного академического и классического искусства, предлагая разнообразные и сбалансированные программы.

Покупка абонемента на мероприятия в ДК «Рассвет» представляет собой наиболее доступный способ для слушателей погрузиться в мир новой «академии».

Звуковые инсталляции и перформансы с диджеями в необычных декорациях стали стандартом для академической музыки.

На фестивале «Sound Up», который в этом году отмечает первый юбилей, произведения современных композиторов, таких как Стив Райх, Филип Гласс и Габриэль Прокофьев, были представлены в неожиданных местах: подземном паркинге, монорельсовом депо и даже в читальном зале Ленинградской научной библиотеки.

Однако, цель «Sound Up» не только в том, чтобы излагать современную музыку в нестандартных рамках. Команда фестиваля стремится познакомить российскую аудиторию с выдающимися композиторами и их творениями.

За последние десять лет многие произведения, прозвучавшие на фестивале, в России исполнялись впервые, включая пьесу «Eight» американского композитора Майкла Гордона, которая станет основой перформанса sound sculpture и открывает юбилейный сезон фестиваля 21 марта в Artplay Media.

Партитура будет исполнена виолончельным октетом с поддержкой 360-градусного медиа-показа от дуэта Кристины Карпышевой и Александра Лециуса 404.

Проект Sound Up знакомит слушателей с композиторами и исполнителями новой академической музыки, электроники и авангарда, акцентируя внимание на важности современного музыкального искусства в культурном контексте.

Инициативы вроде Sound Up и musicAeterna популяризируют новую «академию», делая ее более привлекательной для широкой аудитории. Эта музыка, представляемая на живых концертах, оставляет у слушателей незабываемые впечатления.

Лейбл FANCYMUSIC, который издает работы таких композиторов, как Антон Батагов и Александра Филоненко, за более чем десять лет зарекомендовал себя как основной по випереджению на российской сцене современного академического и джазового звучания.

В музыкальных кругах его часто называют «нашим ECM», ссылаясь на известный немецкий лейбл, специализирующийся на современных музыкальных жанрах.

Также стоит отметить, что в 2024 году российская компания «Мелодия» отпразднует 60-летний юбилей. За последние годы в ее каталоге появились как номерные релизы, так и уникальные авторские проекты, такие как «Океан Сансара» от Антона Батагова и «Променад» Игоря Яковенко, что лишь подчеркивает важность и актуальность современной музыки.

Российская аудитория сегодня проявляет растущий интерес к новой академической музыке, и в этом заслуга не только музыкантов, фестивалей и лейблов, но и медиа. Журналисты, блогеры, музыковеды и лекторы активно способствуют популяризации этого направления, делая его более доступным для широкой публики. Примеры таких усилий включают курсы Петра Айду для Arzamas, проекты Ярослава Тимофеева в Московской филармонии, а также лекции Элины Андриановой в Александринском театре. Все это свидетельствует о том, что порог вхождения в мир академической музыки стал гораздо ниже.

В последние годы важную роль в знакомстве слушателей с новой академической музыкой играют также авторские телеграм-каналы. Например, Ксения Ламшина на канале «Культурные люди» и Алексей Мунипов, автор книги «Фермата. Разговоры с композиторами», пишут о современных композиторах и актуальных событиях в этой сфере. Другие обозреватели, такие как Олег Соболев, охватывают более широкий спектр музыкальных жанров, включая новую академию, тем самым показывая, что слушать академическую музыку так же естественно, как и поп.

Эти популяризаторы стремятся устранить стереотипы о том, что академическая музыка сложна и недоступна. Напротив, они подчеркивают, что это направление стало современным, модным и актуальным. За последние десять лет академическая музыка в России значительно изменилась: она вышла за пределы традиционных площадок и освободилась от ярлыка элитарности. Сегодня концерты и перформансы привлекают не только постоянных зрителей филармоний, но и людей, чьи музыкальные предпочтения включают группы, такие как Radiohead или Moderat. Это свидетельствует о том, что новая сцена смогла достичь значительного успеха в интеграции академической музыки в городскую культуру и делает шаги навстречу слушателям.

По материалам: style.rbc.ru