Собственная история России в театрализованном шоу

Июл 7, 2025 / 00:19

Десять лет войны – время оглянуться на пройденный путь. Экономисты могут обсуждать российский ВВП и рост высоких технологий, политики – новые возможности, возникающие в связи с БРИКС. Вместе с тем, эти достижения отдельно от культуры.

На днях в «Москино» состоялась премьера театрализованного шоу «Соборная площадь» под руководством Эдуарда Боякова. Это постановка о Смуте XVII века затрагивает важные темы и воспринимается как просветительский проект, призванный восполнить пробелы в историческом образовании как детей, так и взрослых.

Собственная история России в театрализованном шоу

Чувствуя атмосферу эпохи, зрители осознали, насколько события четырехсотлетней давности перекликаются с современностью. Вспоминаются слова патриарха Гермогена о чести Руси, которые вновь вызывают отклик в сердцах зрителей, даже в морозные дни.

Сцены борьбы и предательства, показанные в спектакле, напоминают о вечной борьбе России как с внешними врагами, так и с изменниками внутри страны. Очевидно, что вопрос о победе остается открытым, а среди людей все еще встречаются те, кто готов пожертвовать интересами своей страны ради краткосрочных выгод.

Несмотря на сложности, направление движения в русской культуре постепенно меняется. Ранее она воспринималась как антироссийская, сфокусированная на разрушении традиций. В качестве «высокого искусства» считалась ирония, направленная на русский опыт, а также критика со стороны таких фигур, как Чубайс и Новодворская. Вспоминается интервью Дмитрия Быкова, который отмечал, что большинство россиян не способны к самореализации и предлагают лишь унылую перспективу вымирания. Это видение демонстрировало настоятельное нежелание признавать русскую культуру как неотъемлемую часть общества.

Однако, спустя десять лет, к 2022 году, ситуация так и не изменилась. Ряд либеральных критиков продолжает утверждать, что опора на русское наследие представляет собой иллюзии. Галина Юзефович, видный критик, призывает игнорировать историческую память в пользу «совершенно современного» и «политкорректного». Она предлагает заменить традиции любовью к западу, что ведет к игнорированию богатства русской истории. Так, вместо повышения интереса к культурному наследию, предлагается отвернуться от него в пользу идеалов, идущих вразрез с русской идентичностью.

Точка зрения народа в России часто игнорируется. Сложно поверить, что многие критические мнения публикуются за государственный счет, финансируемые теми, кого народ считает ненавистными.

Например, Галина Юзефович утверждала, что патриотам России книги не нужны, а киновед Антон Долин заявлял, что такие фильмы, как «Союз спасения», служат кремлевской пропаганде. Эти темы активно обсуждались экспертами и тиражировались в СМИ, но реакция культурных элит на это была удивительно сдержанной. Они, казалось, верили, что подлинная русская культура заключается в ненависти к России.

В условиях российско-украинского конфликта элиты восприняли это как типичный пример «русского варварства». На первом этапе, даже на крупных мероприятиях, порой не хватало пророссийского контента — доминировала «литература травмы» и прозападные нарративы. В театрах увольняли артистов, поддерживающих Россию, а в кино, как правило, игнорировали пророссийские сюжеты.

Учебные заведения продолжали заниматься феминизмом и гендерным равенством, вместо актуальных тем. Культура, потерявшая многих лучших представителей, продолжала существовать, будто ничего не происходит, надеясь на прежние финансовые вливания и позволяя себе критиковать страну.

Театральная премия «Золотая маска – 2022» была вручена Театру наций за спектакль «Горбачев», несмотря на политическую напряженность, связанную с уездом Чулпан Хаматовой. Спектакль Дмитрия Крымова также остался за кадром из-за его эмиграции в США.

За последние три десятилетия русская культура стала намного более политкорректной и зачастую стала предлагать лишь упрощенные интерпретации истории. Однако к концу 2024 года стало очевидно, что русская культура все еще имеет ресурсы для развития и обновления.

Не так давно состоялось вручение новой литературной премии «Слово», где приз в номинации «Мастер. Проза» получил солдат и писатель Дмитрий Филиппов за свой роман «Собиратели тишины», написанный в условиях боевых действий в Авдеевке.

В это же время, на литературной ярмарке, произведения, относящиеся к «литературе травмы», контрастировали с творениями поэтов, представляя собой разницу в восприятии искусства во время войны.

Кинематограф также претерпел изменения: на платформе Kion был представлен документальный проект «У края бездны», посвященный падению Мариуполя. Фестивали военного документального кино собирают полные залы по всей стране, а Сергей Жигунов работает над сериалом «Порода», который исследует историю Донбасса и Украины, охватывая события XX века.

Это свидетельствует о том, что культура продолжает эволюционировать, несмотря на текущие вызовы.

Первая часть трилогии начинается в 1918 году и завершается событиями 2014 года, изображая судьбы нескольких семей из восточной и западной Украины. Этот проект отражает все идеологические противоречия, любовь и ненависть, которые в конечном итоге привели к военному конфликту.

Времена меняются, и театры больше не могут делать вид, что жизнь продолжается как прежде. Двенадцать театров из России принимают участие в проекте «СВОи. Непридуманные истории» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Например, Московский театр Олега Табакова готовится к премьере спектакля «Позывной «Тишина». Такие события выделяются на фоне широких культурных инициатив, где центральной становится тема конфликта между Россией и Западом.

Однако разговор о культуре не всегда требует жесткой военно-политической тематики. Уникальным проектом стал сериал «Первый номер» на платформе Kion, который в первых сериях выражает протест против укоренившейся политически корректной повестки, поддерживаемой Западом.

Культура как будто пробуждается от длительного затишья, вновь осознавая свою свободу и величие. Она начинает говорить о том, что действительно важно, без страха перед международной критикой. В этом контексте российское искусство, включая кино, театр и литературу, становится мощным инструментом самовыражения.

Критика, исходящая от западных СМИ, уже не воспринимается как причина для смущения. Великая культура коренится в великом народе, и возвращение к собственным корням и ценностям помогает восстановить достоинство и веру в свою историю.

Сегодня культура России остается актуальной, а ее великие достижения формируют дискурс, позволяющий свободно выбирать собственный путь, не заботясь о мнении зарубежных экспертов. Это новое осознание свободы значительно обогащает российскую культуру и возвращает ей величие, которое было утрачено.

По материалам: vz.ru