Рост прибыли российских фильмов в прокате 2024 года

Фев 9, 2025 / 19:03

Рост цен на билеты в кино и низкая конкуренция способствовали тому, что российские фильмы, поддержанные государством, чаще стали выходить в прибыль в прокате в 2024 году.

По данным исследования РБК, обращаясь к информации из Единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) Фонда кино, из 25 фильмов, снятых при его поддержке, пять оказались коммерчески успешными.

Рост прибыли российских фильмов в прокате 2024 года

Для сравнения, в 2022 году лишь один из 26 таких проектов смог окупиться. Коммерческим успехом считается фильм, который заработал не менее чем в два раза превышающую его производственный бюджет сумму.

Такая формула складывается, потому что около 50% кассовых сборов остаются у кинотеатров, и лишь половина поступает к производителям. Поэтому конечный показатель успеха зависит от хороших сборов в прокате.

Конечно, нельзя забывать, что само Министерство культуры подчеркивает, что Фонд кино поддерживает не только коммерческие, но и зрительские проекты, что подразумевает более широкий подход к оценке успеха фильмов.

Самым успешным фильмом 2024 года стала вторая часть «Холопа», которая собрала на экране 3,8 миллиарда рублей при бюджете 768 миллионов.

Из этой суммы, 300 миллионов предоставил Фонд на безвозвратной основе, а еще 150 миллионов отдали на условиях возврата по результатам проката.

Таким образом, вкусы зрителей и акцент на качественное наполнение контента позволяют российскому кино находить новые пути к успеху, несмотря на экономические реалии.

В 2024 году на российском кинорынке отметились успешные ленты, среди которых выделяются «Бременские музыканты» с кассовыми сборами в 3 млрд рублей при бюджете 1,1 млрд рублей, а также третья часть «Льда», заработавшая 1,9 млрд рублей при бюджете 600 млн рублей.

Также в списке прибыльных проектов оказались «Руки вверх!» с 968 млн руб. и «Лунтик. Возвращение домой» с 507 млн рублей, бюджет которых составил 390 млн и 150 млн рублей соответственно.

Все эти фильмы стали частью топ-5 самых кассовых картин года, произведенных с поддержкой Фонда кино. В данный список также попал фильм «Сто лет тому вперед», который заработал 1,5 млрд рублей при бюджете 900 млн рублей, большая часть которого также была субсидирована.

Вырисовывается интересная тенденция: в 2023 году три из пяти самых успешных фильмов года также были сняты с поддержкой Фонда кино, включая «Чебурашка» и «По щучьему велению».

Параллельно с этим, некоторые высокобюджетные проекты 2024 года, такие как «Воздух» Алексея Германа-младшего, не смогли оправдать вложения: при бюджете 608,8 млн рублей и полученных субсидиях в 405 млн рублей, сборы составили лишь 502 млн рублей.

Фильм «Блиндаж», с бюджетом 426 млн рублей, также не принес ожидаемой прибыли, что подчеркивает не всегда успешное соотношение между затратами на производство и итоговыми сборами.

Фильм «Федя. Народный футболист», с бюджетом в 600 млн рублей и получивший 125 млн рублей от Фонда кино, смог собрать лишь 127 млн рублей в прокате.

В этой связи в пресс-службе Минкультуры подчеркнули, что кассовые сборы не должны быть единственным критерием оценки успеха российских фильмов, так как это лишь одна из многих форм дистрибуции.

Министерство акцентировало внимание на том, что его основная задача – поддержка авторского кинематографа и формирование наличия отечественного кино.

По мнению эксперта в сфере культуры Евгения Сафронова, окупаемость фильма не является главным показателем его ценности. Основным критерием, по его мнению, должна быть польза для общества, на которую ориентируются и Фонд кино, и власти.

Он также добавил, что успешность на художественном уровне и профессионализм продюсеров важнее, чем коммерческие сборы.

Ленты при поддержке Фонда кино составляют основу для театров, что подтверждает важность государственной поддержки.

По словам Жана Просянова, директора по развитию веб-кинотеатра Chill, российское кино находится в уникальной ситуации из-за отсутствия конкуренции со стороны иностранных фильмов, что в значительной степени связано с геополитическими обстоятельствами.

Однако текущие условия также отражают рост цен на билеты, который сказывается на окупаемости как независимых, так и государственных фильмов. В январе средняя стоимость билета в Москве оказалась выше 600 рублей.

По статистике ЕАИС, объем российского рынка кинопроката в 2024 году составил более 46 млрд рублей, что на 18% больше по сравнению с предыдущим годом. Однако значительное увеличение сборов было достигнуто не благодаря росту посещаемости, а за счёт повышения цен: количество зрителей увеличилось всего на 1% - с 126 до 127 миллионов.

Это привело к 18%-ному росту средней стоимости билета, которая поднялась с 309,4 до 364,3 рублей. Темпы роста продолжили ускоряться в январе 2025 года, достигнув 24% - средняя цена билета составила 461,4 рубля.

Производственные бюджеты в киноиндустрии также значительно увеличились за последние несколько лет, рост составил 60-70%. В то же время, ниша «аттракционного» кино, ранее занятого голливудскими блокбастерами, теперь открыта для российских фильмов.

Тем не менее, одной из ключевых проблем остается низкий уровень расходов на маркетинг, что затрудняет продвижение фильмов. Как утверждает Просянов, увеличение бюджета на рекламу и нестандартные подходы могут принести положительные результаты.

По материалам: www.rbc.ru