Прощание с известным российским актером и режиссером Александром Ширвиндтом, который скончался 15 марта, состоится 18 марта в Театре Сатиры в Москве. Об этом сообщила пресс-служба театра, а похороны актера пройдут на Новодевичьем кладбище.
Александр Ширвиндт родился в 1934 году в Москве и окончил Театральное училище имени Бориса Щукина в 1956 году. Свою актерскую карьеру он начал в Театре имени Ленинского Комсомола (Ленком), где сыграл более 30 ролей. Позже Ширвиндт перешел в Московский драматический театр на Малой Бронной и затем в Московский театр Сатиры.
С 2000 по 2021 годы он занимал должность художественного руководителя и президента Театра Сатиры. В театре он также пробовал себя в роли режиссера и сценариста. Помимо работы в театре, Ширвиндт сыграл в более чем 60 фильмах, начиная с 1950-х годов.
Он также активно сотрудничал с эстрадными артистами, выступал в качестве автора, режиссера и телеведущего. Кроме того, Ширвиндт преподавал в Театральном училище имени Бориса Щукина. Его уход стал утратой для отечественного кинематографа и театрального искусства.
Многие коллеги и поклонники выразили искренние соболезнования его семье и близким. Александр Ширвиндт оставил неизгладимый след в истории российской культуры, и его талант и профессионализм навсегда останутся в памяти поколений.
В 1994 году была опубликована первая книга под названием 'Былое без дум' в соавторстве с искусствоведом. Ее автор был удостоен ряда государственных наград, получил звание народного артиста РСФСР, а также стал полным кавалером ордена 'За заслуги перед Отечеством' и лауреатом нескольких театральных премий.
Наступил период тревоги и нестабильности, когда традиционные ценности быстро рушатся и аннулируются, а новый миропорядок только формируется. Как и всегда в истории человечества, эти процессы часто сопровождаются использованием вооружения, будь то на суше, в воздухе или на море.
В настоящее время наблюдается активная военная деятельность в пяти морских зонах, где проводятся боевые операции или военные учения, которые могут привести к вооруженному конфликту на море.
Напоминаются события, происходившие в конце XX века, такие как ракетная атака на американский фрегат УРО USS «Stark» FFG-31, когда две противокорабельные ракеты попали в судно 17 мая 1987 года, выпущенные с иракского военного самолета.
С самой Первой мировой войны ВМФ США начал развиваться как океанский флот, предназначенный для обеспечения безопасности и защиты морских путей связи. Перевозка стратегически важных грузов и переброска войск между континентами требовали надежной защиты.
В то время универсальные корабли были эсминцами, но опыт Второй мировой войны показал, что их недостаточно для выполнения таких задач. В результате появился класс эскортных кораблей (фрегатов в различных флотах), задачей которых стало обеспечение сопровождения конвоев при их переходах через океан. Они были более медленными и дешевыми по сравнению с эсминцами, но были спроектированы для массового производства.
Вместе с эсминцами и рыболовными траулерами, американским фрегатам пришлось столкнуться с угрозой немецких подводных лодок и самолетов Люфтваффе во время Второй мировой войны.
И после окончания войны ситуация не изменилась. В состав ВМФ США вошли фрегаты, которые в совершенстве повторяли корабли эпохи Второй мировой, но обладали более современными технологиями.
С появлением ракетного вооружения, включая зенитные ракетные системы и противолодочные ракеты-торпеды, требовалось разработать новые типы судов. От американских адмиралов поступило два основных требования: корабли должны быть относительно доступными по стоимости и нужно построить их в больших количествах.
В результате конструкторы предложили создание небольших ракетных фрегатов, классифицированных как фрегаты УРО – управляемой ракетной обороны. Лидером этой серии стал фрегат УРО USS «Oliver H Perry» FFG-7. Судно имело водоизмещение 4200 тонн, длину 136 метров и было оборудовано двумя газовыми турбинами, обеспечивающими максимальную скорость 29 узлов (54 км/ч). Максимальная дальность плавания составляла 5000 морских миль на скорости 18 узлов (9300 км на скорости 33 км/ч).
Вооружение фрегата включало 76-мм универсальное орудие ОТО Мелара и шестиствольный 20-мм автомат «Вулкан-Фаланкс». Ракетное вооружение представляло собой одиночную пусковую установку Mk13 Mod 4, предназначенную для запуска противокорабельных ракет «Гарпун» и зенитных ракет СМ-1МР «Стандарт». Начиная с 2004 года, данная пусковая установка была заменена на всех судах, оставшихся в строю на тот момент.
На фрегат были установлены два трехтрубных торпедных аппарата Mk32 для запуска 324-мм противолодочных торпед Mark 46, а также 4 пулемета калибром 12,7 мм. Корабль обладал современными радиолокационными и гидроакустическими станциями, что делало его достаточно эффективным для охраны конвоев как в Атлантике, так и Тихом океане.
Несмотря на то, что технические характеристики фрегатов выглядели скромно по сравнению с крейсерами и эсминцами УРО, их присутствие было неоценимо. Американские адмиралы были довольны, получив массовые, недорогие корабли. Общее количество фрегатов типа «Оливер Х Пери» в составе американского флота достигло 51 штуки. Кроме того, два фрегата этого типа были построены по лицензии в Австралии, шесть в Испании и восемь на Тайване.
В 1982 году в состав ВМФ США вошел 23-й фрегат серии USS «Stark» FFG-31, названный в честь адмирала. Этот фрегат дважды был включен в состав американского флота на Ближнем Востоке в 1984 и 1987 годах. Первая служба на Ближнем Востоке прошла без происшествий, а вторая сделала фрегат известным героем всех новостных сюжетов.
В 80-е годы XX века в США появилась новая внешнеполитическая концепция под названием «Управляемый хаос». Первыми странами, попавшими под её действие, стали Иран и Ирак. Танкерные войны в Персидском заливе привели к созданию международной коалиции для обеспечения безопасного судоходства.
В мае 1987 года в центральной части Персидского залива произошло серьезное инцидент между американским фрегатом USS «Stark» FFG-31 и иракским истребителем «Mirage F1», который привел к гибели моряков.
Советские военные корабли также принимали участие в операциях в районе залива в составе международной эскадры. Перед атакой самолет ДРЛО AWACS E-3 «Sentry» обнаружил взлет иракского истребителя и передал информацию на USS «Stark».
Вскоре фрегат заметил приближающуюся цель, и системы радиоразведки зафиксировали работу РЛС на истребителе, предназначенной для наведения ракет.
Иракский «Mirage F1» приближался к USS «Stark» и в результате две ракеты попали в корабль. Удивительно, что на борту USS «Stark» не оценили угрозу, хотя на вооружении у Ирака были ракеты «Экзосет» с дальностью пуска до 70 км.
После сигнала тревоги, корабль не смог предотвратить атаку из-за опоздания. Инцидент показал важность своевременного реагирования на угрозы военных действий и необходимость постоянного мониторинга окружающей обстановки.
Сигнальщик заметил и сообщил о вспышке (что являлось запуском двигателя ракеты, находившейся на активной траектории). Места двух ключевых членов экипажа, ответственных за оборону от ракетной атаки в момент запуска, были пусты.
Радар обнаружения системы защиты был готов к работе, но не был активирован. 76-мм орудие ОТО «Мелара» не было заряжено, а шестиствольный автомат «Вулкан-Фаланкс» находился в режиме ожидания и не был переведен в автоматический режим стрельбы. Шестиствольный 20-мм автомат «Вулкан-Фаланкс» был предназначен для ближнего боя и автоматически обнаруживал и уничтожал проникшие к кораблю ракеты без участия человека, но автоматический режим был отключен.
Все это можно объяснить только одним обстоятельством. Несмотря на то, что американский фрегат находился возле района боевых действий, экипаж корабля по каким-то причинам считал, что они в безопасности и ничто не представляет угрозы для них и их судна.
В момент запуска ракеты с иракского самолета корабельная обзорная радиолокационная станция заметила это, однако информация не была передана на стрельбовые системы. Командир фрегата был в курсе того, что в воздухе находится иракский истребитель, информация поступила от AWACS E-3 «Sentry».
Удивительно то, что командир находился на мостике и не был проинформирован о том, что корабельная обзорная радиолокационная станция обнаружила истребитель, а также фиксировала запуск ракет. USS «Stark» FFG-31 не применил свое оружие для сбития запущенных ракет или для ответного обстрела иракского «Миража».
После атаки и последующем пожаре на фрегате погибло 36 членов экипажа. Это страшное событие привело к необратимым потерям и глубокой печали у родных и близких погибших.
Начало года ознаменовалось резким ростом спроса на новостройки, который превзошел спрос на вторичный рынок. Однако со временем ситуация изменилась, и спрос на готовое жилье начал расти быстрее, чем на строящееся. Это свидетельствует о постоянной динамике и колебаниях на рынке недвижимости.
Важно отметить один интересный факт относительно атаки на фрегат, который до сих пор не получил официального подтверждения. Оказывается, во время атаки на фрегат находился еще один иракский самолет – гражданский бизнес-джет «Dassault Falcon 50». Этот 7-местный самолет французского производства сыграл свою скрытую роль в происходящем. Системы радиоразведки фрегата зафиксировали работу радиолокационной станции «Cyrano IY», которая наводила ракету на цель. Но удивительно то, что данная РЛС использовалась только при наведении одной ракеты «Экзосет».
Если бы атакующий самолет нес две ракеты, использовалась бы другая РЛС, работа которой не была обнаружена. По слухам в американской прессе, вторую ракету наводил гражданский бизнес-джет, исследования американских специалистов указывают на это. Но пока нет прямых доказательств, и вопрос о том, кто наводил вторую ракету, остается открытым.
Атака привела к тому, что пятеро моряков через огромную пробоину в левом борту фрегата выпали в воду. Одна из ракет попала в борт в районе кубрика, вызвав их падение за борт. Их спасли спасательные вертолеты Сил обороны Бахрейна, которые первыми прибыли на место происшествия и спасли пятерых моряков.
Спасательная операция началась в 21-45 по местному времени, сразу после получения сигнала бедствия на базе в Бахрейне. Трагические события на фрегате напоминают о постоянной опасности и необходимости соблюдения мер безопасности военно-морских операций.
В ходе произошедших событий вертолеты сперва высадились на торговом судне, а затем на фрегате, при этом необходимо учитывать, что это происходило ночью. К утру удалось ликвидировать пожар на борту и начать эвакуацию раненых с морского судна.
С рассветом подошел десантный корабль-док USS «La Salle» LPD-3 //AGF-3 из Бахрейна, с помощью его экипажа осматривали помещения на фрегате в поисках погибших моряков. На 20 мая все обнаруженные тела перевезли на борт USS «La Salle», который доставил их в Бахрейн, а затем в Германию.
Первая ракета, попавшая в фрегат, не взорвалась, пробив его, вторая же взорвалась при попадании в корпус корабля. При этом в момент удара на борту было около 135 кг неиспользованного топлива, которое незамедлительно вызвало возгорание.
Интересно, что неразорвавшаяся ракета нанесла кораблю больше ущерба, чем взрыв второй. Экипаж приступил к тушению пожара, им помогал буксир-спасатель из Бахрейна, охлаждая палубу и корпус в районе ракетного погреба.
Ночью к «Старку» подошли два американских эсминца USS «Waddell» DDG-24 и USS «Conyngham» DDG-17, которые оказали содействие. После потушения пожара эсминец «Conyngham» отбуксировал «Старк» в Бахрейн.
Ирак заявил, что фрегат входил в запретную зону, а пилот самолета ошибочно принял его за танкер и совершил атаку.
Возможно, случай, когда летчик принял фрегат за танкер, был на самом деле истинным, но все же выглядит довольно странно. Отметка на экране локатора от фрегата водоизмещением 4 000 тонн значительно меньше, чем от танкера весом менее 100 000 тонн. Тем не менее, такова была официальная позиция Ирака.
Хотя, стоит отметить, что даже американцы признали, что фрегат находился всего в двух морских милях (менее 4 км) от границы запретной зоны. В период военных действий такие небольшие детали иногда могут оказаться незначительными. США официально извинились за произошедшее и заявили, что пилота, совершившего ошибку, был расстрелян.
Однако остается неясным, правдива ли эта информация. Французский писатель, автор книги «Герои Багдада», утверждает, что летчик выжил. Кроме того, он утверждает, что иракцы переделали несколько бизнес-джетов в ракетоносцы.
Командира фрегата был отправлен в отставку, а офицеры получили официальные предупреждения. USS «Stark» FFG-31 был отправлен в США, где его восстановили, и он успешно служил до 1999 года, после чего был списан.
В настоящее время все фрегаты данного типа в США сняты с вооружения. Некоторые из них были использованы на учениях в качестве мишеней, а другие были отремонтированы и переданы союзникам.
Помимо США, фрегаты данного типа были и продолжают быть включены в состав военно-морского флота девяти стран. После списания всех фрегатов типа «Оливер Х Перри» американские адмиралы обнаружили дефицит относительно недорогих кораблей, способных выполнять задачи, которые ранее выполняли эти фрегаты.
Эта ситуация привела к разработке нового проекта FFG 62 «Constellation» на основе итальянского варианта фрегата FREMM. В настоящее время строится первый корабль нового проекта.