Доступность высшего образования в России и ее влияние на качество обучения

Фев 21, 2025 / 20:38

Высшее образование в России считается достаточно доступным, но год за годом цены на обучение растут, а количество бюджетных мест не увеличивается существенно. Это приводит к вопросам о финансовых барьерах и их влиянии на качество образования.

По данным Росстата, Россия остается одной из самых образованных стран, где примерно 35% трудоспособного населения имеют диплом высшего учебного заведения, хотя 20 лет назад этот показатель составлял менее 25%. Наибольшее количество дипломированных специалистов – среди возрастной группы 25-34 лет (41%), тогда как среди граждан 55-64 лет этот процент значительно ниже – лишь 28%.

Доступность высшего образования в России и ее влияние на качество обучения

Образование распределяется неравномерно по регионам: наиболее высокие показатели зафиксированы в Москве (52%), Северной Осетии (51%) и Санкт-Петербурге (44%). В Забайкальском крае и Новгородской области процент выпускников вузов значительно ниже – 24%.

Несмотря на рост числа дипломированных специалистов, доступность образования по сравнению с советскими временами вызывает у россиян сомнения. Исследования ВЦИОМ показывают, что 52% опрошенных считают доступность обучения сниженной по сравнению с предыдущими эпохами.

Данные за последние три года свидетельствуют о легком оптимизме: в 2019 году такой ответ давали 59% респондентов, а в 2018 их было 63%. Это подчеркивает проблему, несмотря на общее увеличение доли образованных граждан.

Ситуация с доступом к высшему образованию в России изменилась к лучшему благодаря введению ЕГЭ, что позволило всем школьникам принимать участие в конкурсном отборе.

Как отмечает заведующая кафедрой инновационных и цифровых технологий факультета интернет-профессий Университета «Синергия», теперь документы можно подавать онлайн или отправлять по почте. Студенты также могут указать необходимое им место в общежитии, что упрощает процесс подготовки к учебному году.

Кроме того, все студенты на бюджетной основе начинают получать стипендию с первого семестра, что служит дополнительной поддержкой.

Тем не менее, исследования Высшей школы экономики указывают на рост неравенства в доступе к качественному образованию. В настоящее время только 65% молодежи имеют возможность получать образование высокого уровня, и есть прогнозы, что этот показатель может снизиться до 55% в течение ближайших трех-пяти лет.

Доцент кафедры управления, маркетинга и продаж Российского государственного социального университета указывает, что основным барьером доступа к образованию выступает финансовый аспект, связанный с высокими затратами на учебу и ограниченным числом бюджетных мест.

Таким образом, несмотря на определенные позитивные изменения, проблема социального неравенства в образовании остается актуальной.

Российская образовательная политика направлена на увеличение доли бюджетных мест в вузах, однако существуют существенные разрывы между количеством мест и потребностями населения в бесплатном высшем образовании.

По словам Алисы Храмовой, необходимость определения числа бюджетных мест остается актуальной. Это количество не устанавливается вузами самостоятельно; его формируют Минобрнауки, исходя из потребностей экономики и задач национальных проектов.

В 2024 году число бюджетных мест в российских вузах достигнет почти 592 тыс., а в 2025 году квота возрастет до 619 тыс. Однако, конкурс на эти места становится все более жестким, поскольку количество абитуриентов растет.

Например, рождаемость в России в 2007 году возросла на 130 тыс. детей по сравнению с предыдущим годом, и этим летом в вузы поступит новое поколение.

Так же важно отметить, что меняются запросы государства и общества на востребованные профессии, особенно в условиях геополитической конфронтации. Это также влияет на распределение бюджета по различным специальностям, как отметил политолог, находящийся на переднем крае наблюдений в рамках независимого профсоюза.

В результате, система высшего образования сталкивается с растущими вызовами в контексте баланса между количеством бюджетных мест и реальными потребностями общества.

В 2024 году было выделено почти 600 тыс. бюджетных мест в российских вузах, при этом большая часть из них распределена целенаправленно.

Около 78 тыс. мест предназначены для подготовки учителей, 22 тыс. – для технических специалистов, 30 тыс. – для специалистов в сфере сельского хозяйства, и 48 тыс. – для IT-специалистов.

Доля бюджетных квот на инженерные направления продолжает расти, и в 2025 году запланированы почти 250 тыс. мест, что превышает количество мест предыдущего года.

Что касается стоимости обучения, то она определяется на основании нормативов Минобрнауки. Высшие учебные заведения могут устанавливать цены не ниже государственной планки, но выше – в рамках закона.

При установлении цен вузами учитываются уровень инфляции и другие факторы, такие как зарплата сотрудников и коммунальные расходы.

В результате, с 2023 по 2024 год средний рост цен на обучение в российских вузах составил от 12% до 25%.

В связи с конкуренцией за абитуриентов, вузы активно проводят дни открытых дверей и размещают информацию о своих мероприятиях в СМИ. Таким образом, образовательные организации стремятся привлечь больше студентов на контрактные места для выполнения планов набора.

Цены на обучение техническим специальностям в России, как правило, ниже, чем на гуманитарные.

Эксперты отмечают, что это связано с особенностями российской системы образования.

Например, в ведущих вузах стоимость обучения на технических направлениях варьируется от 200 до 300 тыс. рублей за год, в то время как в региональных учебных заведениях эти цифры начинаются от 100 тыс. рублей.

В отличие от этого, обучение по гуманитарным направлениям, таким как «экономические» и «политологические» специальности, может стоить до 700 тыс. рублей в год в престижных вузах, таких как «МГУ» и «Высшая школа экономики».

Запросы абитуриентов на бюджетные места оказывают значительное влияние на выбор.

Хотя программы по «экономике» и «управлению» являются высоко востребованными, доступ к ним ограничен для многих.

Студенты вынуждены рассматривать менее рисковые варианты, латентно выбирая техникумы и колледжи.

Наличие высшего образования действительно важно для работодателей, поскольку это может стать конкурентным преимуществом заявителя и повлиять на его заработную плату.

Однако, как показывает практика, уровень трудоустройства выпускников федеральных и опорных университетов не новичен выше, чем у выпускников менее престижных вузов.

По мнению Регины Яфизовой, ошибочно полагать, что качественное образование доступно только в крупных городах.

Каждый университет проходит аккредитацию и проверки, и в случае несоответствия стандартам качества, соответствующая специальность или даже вуз могут быть закрыты.

Важность диплома зависит от специальности и востребованности на рынке труда. Однако не менее актуальны и личные навыки выпускника: знания и практика, которые он получил во время обучения.

Работодатели подчеркивают, что трудовой опыт ценится выше, чем просто отличные академические показатели.

Важным аспектом является и мотивация самого студента. Если школьник не проявляет старания, не учится и не показывает себя, то проблемы с карьерным ростом будут лишь его собственной виной, как отметила эксперт.

По материалам: abnews.ru