За два дня до закрытия Дома кино, который вскоре снесут, кинорежиссер Алла Сурикова провела свой творческий вечер в этом знаковом месте.
Это событие стало для нее прощанием с домом, который много значил для нее, а также предвосхищением юбилея: в ноябре режиссеру исполнится 85 лет, и отпраздновать этот важный момент в родных стенах уже не удастся.
Сурикова пришла в режиссуру в то время, когда эта профессия вполне игнорировалась женщинами. Тем не менее, Алла Ильинична проявила настойчивость и силу, создав ряд культовых фильмов, среди которых «Человек с бульвара Капуцинов», «Будьте моим мужем», «Искренне ваш…», «Хочу в тюрьму» и «Московские каникулы».
Вечер стал настоящим праздником, объединяющим поклонников её творчества и друзей. У Дома кино собралось множество людей: выстроились длинные очереди, студенты проходили по отдельному списку через служебный вход, а зрители занимали места на ступеньках и в проходах.
Это был последний творческий вечер перед сносом здания. Алла Сурикова начала свою программу сердечным обращением, рассказав о значении этого дома для неё и её коллег.
Вспоминая, как именно здесь проходили премьеры, как они встречались и делились яркими моментами, она отметила: «С 1 февраля Дом кино перестанет существовать. Это был наш дом».
В начале вечера она показала фрагменты из своих фильмов, делясь комментариями и воспоминаниями о времени, проведенном на этой сцене.
На вечере, который Алла Сурикова назвала «Кино — волшебная отрава…», режиссер делилась воспоминаниями о своих съемках и читала стихи. Она упомянула, что у нее есть 24 названия фильмов, и не все можно показать. Сурикова обсуждала своих коллег и актёров, среди которых такие знаковые фигуры, как Андрей Миронов, Ролан Быков и Наталия Гундарева. Ее комедии, хоть и различаются по настроению, часто содержат легкую печаль.
На мероприятие пришли известные личности, такие как актеры Ольга Кабо и Сергей Степанченко, композитор Григорий Гладков и саксофонистка Вероника Кожухарова, обучавшая Максима Аверина игре перед съемками фильма «Любовь и Сакс». Сурикова также показала свою короткометражку «Королева», в которой главная героиня, сыгранная Марией Мироновой, наводит порядок в автомобиле.
«Я сняла этот фильм про себя, — рассказала Сурикова. — У меня были идеи, что мои студенты его сделают, но в итоге пришлось взять это на себя.» Кроме того, она представила клип «Леди Гамильтон» с молодым Николаем Караченцовым. Зрителям, задавшим интересные вопросы, были подарены ее стихи из книги «Мои стишата».
На вечере присутствовали ветераны Дома кино, работающие там по 30–50 лет, которые были тронуты атмосферой ностальгии и сплоченности. Многие из них, включая старшего инженера по кинопоказам Юрия Леечкиса, не скрывали эмоций, ведь это событие стало последним ярким воспоминанием о их долгой карьере в киноиндустрии.
Никита Михалков на протяжении многих лет выступал за снос Дома кино, утверждая, что создание нового здания принесет счастье кинематографистам.
Реализовать этот замысел удалось, однако сам Михалков, отмечающий в этом году 80-летие, вряд ли нуждается в новостройке. За его инициативой стоят лица, не имеющие отношения к кино, но желающие построить на месте Центрального Дома кино многоэтажный дом с апартаментами.
Взамен существующего зала на 1100 мест обещаются залы на 700 и 300 мест. Однако вопрос о современном кинооборудовании остается открытым.
В то время как планируется строительство, представители различных структур активно оценивают возможности для заимствования ресурсов из здания.
Алла Сурикова стала одной из первых, кто поднял тревогу о судьбе Дома кино, организовав поэтический флешмоб и предложив активистам продолжить эту инициативу.
История Дома кино началась 4 мая 1934 года в Москве на Васильевской улице, когда он был открыт в здании Алексеевского народного дома по проекту архитектора Владимира Сероцинского.
Во время Первой мировой войны там находился госпиталь, а после Октябрьской революции здание стало площадкой для выступлений Ленина.
Идея создания киноклуба принадлежит известному режиссеру Сергею Эйзенштейну, что стало основой для дальнейшего развития Центрального Дома кино, который менял свои локации, но не исчезал.
Однако теперь здание может быть навсегда утрачено из-за отсутствия альтернативных площадок.
Возвращение в здание на Васильевской произошло в 1968 году, когда было построено новое здание по проекту архитектора Евгения Стамо.
Также в это время был передан витраж Фернана Леже, который присутствует в холле и стал важной частью культурного наследия Дома кино.
Судьба этого витража волнует как кинематографистов, так и зрителей, ведь в эти дни множество людей стремятся запечатлеть момент на его фоне.
Алла Сурикова провела прощальный творческий вечер в здании, находящемся под угрозой сноса, что подчеркивает значимость этого места для многих.