Театр Олега Табакова на Другой сцене «Современника» представил премьеру спектакля «Позывной Тишина», основанного на реальных событиях. Автор пьесы – драматург Олег Антонов, а режиссером выступил 24-летний Севастьян Смышников, который известен как актер ТОТа.
Этот спектакль стал важным шагом в художественном осмыслении темы специальной военной операции (СВО). Поскольку сама тема еще не до конца осознана в литературе и может быть воспринята как патриотическая пропаганда, зрителям было немного страшно приходить на премьеру. Однако Театр Олега Табакова, возглавляемый проверенными мастерами, не подвержен подобным обвинениям.

В фойе театра мы встречаем Артема, молодого человека, чья история легла в основу спектакля. Он стеснительно отмечает, что пришел на спектакль во второй раз.
Артем подчеркивает значимость слова «воля» в русском языке, которое имеет несколько значений: как черта характера, как желание и как свобода. Это понятие волонтёрства и отражает трудности, страхи и внутренние конфликты, с которыми сталкиваются участники событий.
Процесс самопознания и внутренняя борьба становятся центром повествования, рассматривая как личные победы, так и поражения.
Суть этой истории заключается в понимании.
Вспоминая известный советский фильм «Доживем до понедельника», где главный герой утверждает: «Счастье — это когда тебя понимают», можно увидеть, как в малом пространстве разворачиваются серьезные события.
Бойцы сталкиваются с автоматными очередями и взрывами, а командир Батя (Дмитрий Бродецкий) исполняет свою роль, громко перекрикивая звуки войны, чтобы его услышали.
На сцене присутствуют элементы оформления: маскировочная сетка, фурки защитного цвета, а белый экран демонстрирует надписи, периодически отделяющие эпизоды.
Эпизоды — это жизнь позывного Тишина, где Москва и Донбасс показываются в контрасте: одна — цветная и яркая, другая — черно-белая и разрушенная.
Жизнь Артема выглядит обычной, но в ней есть героизм: он служил в МЧС, спасал людей и немного прославился, хотя и смутился перед камерой.
Его мечты о собственном жилье и семье разрушились, когда он потерял работу, не промолчав, как другие, и его девушка Галя покинула его, осознав, что квартира под угрозой.
По сцене мирная и военная жизни перетекают друг в друга, создавая напряжение, где свет и тени формируют зыбкость происходящего.
В пьесе Олега Антонова, постановленной молодым режиссером Севастьяном Смышниковым, действие разворачивается на фоне ожесточенных боев, где пиротехника создает атмосферу жестокости и хаоса.
На сцене раздаются гремящие звуки и клубы дыма, они создают ощущение, что ни один из персонажей не застрахован от опасности.
Основным лейтмотивом спектакля являются важные вопросы, которые возникают на фоне военных конфликтов. Персонажи испытывают внутренние терзания и стремятся понять смысл своей борьбы. У них есть свои причины, но не все находят ответ на вопрос о том, за что они воевали.
Обсуждение этих тем становится особенно актуальным, несмотря на нежелание говорить о таких сложных вещах в обществе, где предпочтительнее отвлечься от реальности.
В истории Артема, который потерял ногу на СВО, прослеживается охватывающая драма потерь и трудностей адаптации к новой жизни. В госпитале он встречает Катю, они находят друг в друге отдушину, однако история их любви становится затрудненной реальностью войны.
Переезд в Крым вроде бы предоставляет возможность для новой жизни, но тишина, которую ищет Артем, оказывается разрушительной. Он ощущает себя потерянным, сталкиваясь с последствиями посттравматического синдрома.
Эта пьеса поднимает важные вопросы о роли человека на войне, о возможностях возвращения к нормальности и о том, как жить с травмой, которая не дает покоя.
В пьесе «Позывной Тишина» главный герой сталкивается с двумя противостояниями: внешним врагом и внутренними демонами.
Зрители проходят этот путь вместе с ним, ощущая накал эмоций — от слез до глубокой задумчивости.
История, рассказанная в спектакле, воспринимается легко и честно благодаря таланту актеров, среди которых выделяется Николай Клямчук.
Его игра сочетает в себе легкость и тревогу, изображая убедительного персонажа, который, преодолевая себя, достигает искреннего понимания.
На вопрос о счастье, на который отвечает постановка, остается открытым: как же обстоят дела с другими, такими как Артем или Сергей?
Важно отметить, что Севастьян Смышников, готовясь к спектаклю, работал над фильмом «Свои», что позволило ему глубже понять реалии, связанные с военной службой и искренним человеческим взаимодействием.
Эти две творческие деятельности обогатили друг друга и укрепили выразительность «Позывного Тишина».