В преддверии 80-летия Великой Победы театр «Современник» обратился к дневниковым записям Анны Франк, молодой еврейской девушки, которая в условиях Второй мировой войны укрывалась от нацистов.
Оригинальную пьесу на основе этих записей создал драматург и литературный консультант театра Олег Антонов, а в подготовке постановки важную роль сыграл художественный руководитель двух театров Владимир Машков.

Перед премьерой в камерном пространстве «Современника» царит особая атмосфера волнения, поскольку тема спектакля требует глубокого осознания и ответственности. Режиссер Яна Сексте отметила, что работа над спектаклем для нее и ее партнера Алексея Усольцева — это дебют в профессиональном театре, хотя ранее они уже ставили спектакли в театральной школе Табакова.
«Ковчег» основан на реальной истории, что придает постановке дополнительный смысл и важность. Яна выразила свою надежду на то, что спектакль сможет оставить зрителей в состоянии волнения и переживания.
В текущем сезоне «Современник» и «Табакерка» придерживаются девиза о единстве индивидуальностей. В спектакле участвуют не только артисты театров, но и студенты театральной школы, среди которых главную роль Анны Франк исполняет студентка Мария Шумилова.
Предложение сыграть эту знаковую роль она получила в последний день уходящего года, чем и подметила режиссер: «Сэкономили на новогоднем подарке».
Мария ещё с юности была глубоко погружена в историю своей героини, что привело её к размышлениям о значении дневника Анны Франк. «Анна, вероятно, осознавала, что её слова будут восприняты будущими поколениями, и верила, что создаёт важный исторический документ», — говорит она.
Владимир Машков подчеркивает, что главная цель спектакля — показать историю любви, даже в самых ужасных условиях. Анна Франк выступает символом юной любви, которая, как надеется Машков, сможет выжить даже среди ужасов войны.
Несмотря на трагичность сюжета, после спектакля лишь немногие зрители были в слезах. Это удивительно, учитывая, что восемь людей два года прятались на чердаке, стараясь не выдавать себя и оставаясь в страхе перед гестапо. Однако, даже зная, что это реальная история, многие оставались эмоционально отстранёнными.
Спектакль «Ковчег» завораживает публику благодаря уникальной сценической конструкции — зрители усаживаются со всех сторон, создавая чувство близости к происходящему на сцене и к актёрам, что усиливает атмосферу отчаяния и надежды. Отто Франк выступает в роли лидера, который стремится удержать эту изолированную группу на плаву, придавая им силы и надежду в самые тёмные времена.
Авторитет одного человека влияет на многих, заставляя следовать его планам. На фоне уюта мрачного чердака, превращенного в хранилище страха, возникает вопрос: как сохранить человечность в dehumanizing условиях?
Взаимоотношения Анны и Питера, новообретенных влюбленных, служат единственным источником радости среди всеобъемлющего отчаяния и конфликтов. Их общение становится подобием звездного света, указывая путь в мрак.
Позже судьба расставляет их по лагерям, и даже в трудностях Анна вспоминает Питера, оставаясь верной своим чувствам. Спектакль «Ковчег» по дневникам Анны Франк показывает, что любовь может выдержать даже самые суровые испытания.
В конечном итоге, любовь преодолевает все преграды, что и демонстрирует финал постановки.