Привлекательные новости из театра: 18 апреля на главной сцене Театра на Таганке состоится премьера спектакля режиссера Светланы Земляковой под названием «Деревянные кони», основанный на повестях «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька».
Это событие приурочено к 50-летию выхода знаменитого спектакля с аналогичным названием, премьера которого состоялась 23 апреля 1974 года. Спектакль Любимова был разработан при участии самого писателя еще при его жизни. Воспоминая это время, режиссер отмечает: «Этот спектакль мы создавали изо всех сил, - вспоминал режиссер, - Федор Александрович пришел ко мне в кабинет и взвыл - я изранен, как я могу не любить свою страну! Может, вы и есть настоящие патриоты, а я нет?! Я боролся за свою работу».
В этот день также празднуется день рождения Федора Абрамова. Он появился на свет в 1920 году, а точнее, 29 февраля, в високосный год. Люди, родившиеся в этот день, сталкиваются с тем, что они отмечают свой день рождения только раз в 4 года. Это приносит им как неудобства, так и особую уникальность. Федор Абрамов - один из этих особых людей.
«Многое в жизни Федора Абрамова (1920-1983) произошло по воле судьбы, - утверждает известный поэт, прозаик и публицист, - никто не мог предвидеть, что этот парень из деревни станет известным писателем с мировой известностью, что его работы будут переведены на множество языков и спектакли по его произведениям будут успешно показаны в разных странах».
Федор Абрамов родился в селе Веркола, на берегу реки Пинега, пятым и самым младшим ребенком в семье.
Отец семьи Абрамовых зарабатывал извозом, работая в течение длительного времени, однако спустя год после рождения младшего сына его жизнь подошла к концу.
Семья происходила из окружения староверов и отличалась особой религиозностью. Монастырь, где покоятся святые мощи праведного Артемия Веркольского, находился на противоположной стороне реки Пинега от их села. Икона этого святого всегда висела в рабочем кабинете писателя.
В непосредственной близости от Верколы, в селе Сура, родился другой святой - праведный Иоанн Кронштадтский, известный как наиболее почитаемый белый священник в России в тот период. Такое окружение не могло не оказать влияния на воспитание мальчика и его дальнейшее развитие.
С детства он стремился приобрести черты подобные отроку Артемию, а позднее в своей жизни сосредотачивался на незаконченном произведении - эпопее под названием 'Чистая книга', где одной из ключевых тем была личность его отца Иоанна.
Однако судьба распорядилась иначе. После успешной окончания районного учебного заведения в 1938 году, без сдачи экзаменов, он был принят на филологический факультет Ленинградского университета.
В первые дни Великой Отечественной войны, начавшейся 22 июня 1941 года, студент третьего курса Федор Абрамов ушел на фронт добровольцем через два дня после начала войны. Он служил пулеметчиком, был дважды ранен еще в самом начале войны, однажды тяжело - обе ноги были перебиты. По счастливой случайности его обнаружила похоронная команда и спасла.
Лечение прошел в Ленинграде, пережив блокаду, и был эвакуирован из осажденного города через Ладожское озеро на одной из последних транспортных судов.
Дальнейшая судьба Абрамова приняла неожиданный оборот. С апреля 1943 года он служил в отделе контрразведки 'Смерш' в Архангельском военном округе, что станет основой для его будущей автобиографической повести 'Кто он?', опубликованной после его смерти его вдовой Людмилой Абрамовой-Крутиковой.
После окончания войны Федор Абрамов вернулся в ЛГУ, где успешно закончил аспирантуру, защитил диссертацию по творчеству и после этого возглавил кафедру советской литературы.
В начале хрущевской оттепели, в 1954 году, в журнале «Новый мир» появилась статья Абрамова под названием «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», которая вызвала серьезный резонанс. В данной статье он критиковал прозу, где жизнь колхозов изображалась в идиллическом свете, в частности, осуждал роман Семена Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды», который был трижды удостоен Сталинской премии.
Дальнейшая публицистика Федора Абрамова вызывала повышенный интерес, иногда даже скандальный, как, например, произошло с его открытым письмом к землякам под названием «Чем живем-кормимся?», опубликованным в газете «Пинежская правда».
Первый роман Абрамова, «Братья и сестры», был написан в 1958 году и стал частью эпического цикла «Пряслины», включающего в себя романы «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья» и «Дом». Все эти произведения с трудом проходили цензуру и подвергались искажениям, однако на театральной сцене они имели успех.
В 1985 году в Ленинграде был поставлен спектакль «Братья и сестры», который позднее был показан на гастролях в разных странах мира, таких как Киев, Лондон и другие, за что получил множество наград, включая Государственную премию и премии за лучший спектакль в Великобритании.
Сегодня некоторые историко-социальные аспекты прозы Федора Абрамова уже могут показаться менее актуальными, однако его удивительный язык, проникнутый народными корнями, остается неизменно привлекательным.
Великолепное мастерство писателя в изображении крестьянских характеров, этой исчезающей натуры, продолжает оставаться актуальным и ценным для любителей словесного искусства. Проза Федора Абрамова по-прежнему остается живой и не теряет своей привлекательности, захватывая читателей своим уникальным стилем и глубоким пониманием человеческой природы.