На иркутских театральных сценах недавно состоялись постановки, погружающие зрителей в атмосферу прошлого века, когда творили такие знаменитости, как Андрей Вознесенский и Эльдар Рязанов с Эмилем Брагинским. Публика смогла увидеть две истории, отражающие переживания характеров двух различных женщин.
Одна из героинь, несмотря на свою силу, отодвигает личные интересы, становясь опорой для вдохновенного поэта. Другая, напротив, в поисках любви колебалась между неудачливым актером дубляжа и роскошным мужчиной, путешествующим по заграницам.

На малой сцене Иркутского областного музыкального театра им. Н.М. Загурского прошла премьера спектакля «90% любви». Эта театральная фантазия посвящена жизни и творчеству выдающегося советского лирика Андрея Вознесенского и его супруги, писательницы Зои Богуславской, чья любо́вь длиной в полвека по-прежнему захватывает воображение.
Режиссер Наталья Карпинская из Санкт-Петербурга создала эту постановку, погрузившись в исследование биографии поэта. Работа над материалом была сложной: текст собирался из его прозы, интервью и документальных свидетельств, что добавляет глубины и исторической значимости спектаклю.
Постановка о жизни и творчестве Андрея Вознесенского не нацелена на создание строгого биографического спектакля; главными акцентами становятся эмоции и настроения.
Создатели спектакля совместили музыкальные и поэтические элементы, передавая состояние человека, полного любви. Зоя Богуславская подчеркивает важность роли женщины в жизни поэта, утверждая, что муза представляет собой судьбоносную фигуру для любого мужчины. Ее поддержка позволила Вознесенскому преодолевать жизненные трудности.
Режиссёр отмечает, что он стремился показать жизненный путь поэта через его стихи, которые отражают реальные события. Поэзия Вознесенского отличается своей многогранностью и оригинальностью, при этом оставаясь доступной для восприятия разных поколений.
В спектакле поэзия звучит не как высокопарная декламация, а интимно и камерно, создавая близкую атмосферу. Музыкальную составляющую составляют композиции известных исполнителей, таких как Раймонд Паулс, Евгений Мартынов, Арно Бабаджанян и Микаэл Таривердиев, что добавляет дополнительный слой к выразительности спектакля.
Алексей Стародубцев, талантливый композитор и музыкант из Москвы, создал совершенно уникальное музыкальное произведение, сохранив индивидуальность мелодий и объединяя их в единое лирическое полотно. Его интерпретации таких знаковых песен, как «Не исчезай» и «Миллион алых роз», заполняют зал исключительно глубокими эмоциональными переживаниями.
При этом сценической части спектакля уделили особое внимание: музыкальный руководитель Михаил Тарасов работал над гармонией исполнения вокала, а балетмейстер Мария Стрельченко гарантировала высокое качество хореографии. Спектакль также выделяется благодаря удачному сценическому оформлению, которое разработали художник Полина Белова и светорежиссер Ксения Пашкова.
Главные роли исполнили солисты Евгений Изибаев и Людмила Шер, чье исполнение стало ярким моментом постановки. Тем не менее, спектакль оставил неоднозначное послевкусие. Авторы затронули непростую тему о том, каково быть рядом с творческой личностью, которая опытна в своих увлечениях и может переживать эмоциональные «затмения». Эта судьба, полная искусства, одновременно несет в себе риск и сложность; не каждая женщина готова принимать такой стиль жизни.
Зоя Богуславская в одном из своих интервью отметила, что для нее доверие в отношениях всегда было на первом месте, что подчеркивает важность взаимопонимания в любовных связях. Спектакль запоминается не только музыкальным содержанием, но и умением продемонстрировать тонкие нюансы человеческих взаимоотношений.
Поэт и его Муза смогли сохранить свои отношения на протяжении 46 лет, в которых родились настоящие шедевры — искренние стихи. Несмотря на трудности, они были сплоченной парой: он оставался верен в любых обстоятельствах, а в жизни был простым и трогательным человеком.
Интересно, как на постановку их истории отреагируют люди из окружения жены поэта, Зои Борисовны Богуславской, которая активно участвовала в создании спектакля, поддерживая театр и интересуясь творческим процессом. На премьеру пришли также представители Фонда Андрея Вознесенского, что добавило событию значимости и эмоционального тепла.
Спектакль «90% любви» (16+) будет показан для иркутских зрителей 29 марта, а также 6, 11 и 25 апреля. В рамках сюжета поднимается вопрос о том, стоит ли игнорировать свои чувства в угоду расчету или материальным благам, таким как квартира или хорошая машина. Этот философский вопрос лежит в основе малоизвестной пьесы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского, которая не была реализована в кино, но заслуживает внимания благодаря своей глубине и актуальности.
На сцене Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова была поставлена пьеса «Притворщики», которая классифицируется как комедия, но в афишах обозначена как «почти комедия». Пьеса сохраняет смешные реплики, однако в интерпретации театра акцент сделан на мелодраматичные и драматические моменты.
Главный режиссер Станислав Мальцев считает, что работа дуэта Рязанов-Брагинский также не является чистой комедией, подчеркивая многослойность характеров и эмоциональную глубину.
Сюжет «Притворщиков» разворачивается в Москве 1970-х годов и рассказывает о профессиональных артистах-дублерах, работающих над фильмом с участниками Марчелло Мастрояни и Софи Лорен. В центре истории оказались отношения втроем. Один из героев – романтик и идеалист, испытывающий трудности в жизни, в то время как его избранник является успешным, но бездушным разлучником.
Главная героиня, девушка, находящаяся в состоянии выбора, изначально очарована блеском и комфортом, которые предлагает один из мужчин, но чувствует, что между ними существует глубокая связь.
Пьеса акцентирует внимание на внутренней борьбе главной героини, которая должна решить, следует ли ей жить по велению сердца или принять социальные нормы. Станислав Мальцев, обращаясь к этой пьесе повторно, документирует важность выбора в человеческой жизни и эмоциональные переживания, которые становятся его центральной темой.
Выбор между путешествием по миру и оставлением с любимым человеком представляет собой непростую дилемму. Режиссер постановки отметил, что главная героиня не может прийти к окончательному решению, что подчеркивает её внутреннюю борьбу.
Несмотря на сложность темы, спектакль получился светлым и легким, благодаря атмосфере тепла, романтики и ностальгии, где смех гармонично сочетается с легкой грустью.
На предпремьерном прогоне редакция отметила некоторые недочеты, но уверена, что спектакль найдет своего зрителя и вызовет положительные отзывы.
Интересно, что в процессе подготовки к спектаклю мы наткнулись на высказывания Эльдара Рязанова, который говорил о любви как о великом чувстве, объясняя, что многие принимают увлечения за истинную любовь. Он описывал любовь как особый талант, данным не всем.
Эти размышления вдохновляют задуматься о идеях любви и взаимоподдержки, которые, возможно, недостижимы в нашем мире. Однако стоит помнить, что всем нам порой хочется чего-то легкого, солнечного и беззаботного. Как поэт, каждый из нас в какой-то степени мечтатель, и такие мечты отражают стремление к чему-то светлому.