6 марта 2024 года в Российской государственной библиотеке для молодежи прошла встреча дискуссионного клуба молодых поэтов под названием «Кашалот». Главной темой обсуждения стала поэзия на театральной сцене. Роман Сорокин, драматург и актер Московского театра поэтов, поделился своим видением специфики работы поэтического театра. Он отметил, что одной из важнейших проблем, с которой сталкивается театр при работе с поэзией, является отсутствие драматургии.
Поэзия в своей сущности представляет собой образы и метафоры, в то время как театр – это искусство действия. Возникает вопрос о том, как соединить эти два начала без утраты и поэтического начала, и театрального. Ранее театр тесно переплетался с поэзией – начиная от гекзаметра, придуманного древними греками для эпических произведений. Необходимо вспомнить великих драматургов, таких как Шекспир и Мольер, чьи произведения неразрывно связаны с искусством театра.
Роман Сорокин отметил, что часто лучшие драматурги сам являются актерами или имеют театральное образование, что позволяет им глубоко понимать специфику театрального искусства. Он поделился несколькими историями из своей практики, чтобы проиллюстрировать, насколько важно понимание тонкостей театрального процесса со стороны писателей и насколько важна роль режиссера.
Режиссер играет ключевую роль в процессе подготовки пьесы к выходу на сцену, и его замечания и правки могут внести значительные изменения в текст, sometimes после начала репетиций. Таким образом, текст пьесы для театра может претерпевать многочисленные изменения, так как только прозвучав на сцене через уста актеров, становится ясно, что нужно доработать или изменить.
Арина Чеканова, актриса Московского театра поэтов, поделилась своим видением связи поэзии и музыки, отметив, что каждый поэт имеет свою «музыку души», свою уникальную вибрацию. Поэты и музыканты находят друг в друге вдохновение и сотрудничают, чтобы создавать произведения, которые задевают самое глубокое внутреннее.
В ходе беседы актриса Чеканова поделилась впечатлениями о работе в театре и о том, как стихи оживают на сцене. Она отметила, что произведения начинают обретать новое звучание и смысл в исполнении актеров, которые передают эмоции и чувства через слова.
Чеканова также упомянула о том, что некоторые из её стихотворений были использованы Константином Хабенским в его спектакле. Этот опыт сотрудничества с театром позволил актрисе по-новому взглянуть на свои произведения и увидеть, как они оживают на сцене благодаря актерской игре. Зрители могли услышать несколько стихотворений, прочитанных прямо на мероприятии, чтобы визуально представить, как поэзия звучит в театральном исполнении.
Такие стихотворения, известные как зонги, имеют свою специфику – они могут звучать несколько иначе вне контекста спектакля и вовлечения зрителей. По мнению Романа, избыток стихов в постановке может негативно отразиться на восприятии зрителем, поэтому важно подобрать идеальное количество стихотворений, которые хорошо впишутся в общую драматургию и не перегрузят постановку лишней информацией.
Важно понимать, что театр – это синтез различных искусств, и каждый его элемент должен дополнять другие. Литературное произведение является основой для театрального представления, даже в балете используется либретто как литературное описание действия. Актёр Дмитрий Ерохин также поделился своим видением стихов на сцене и о своей работе в театре, подчеркнув важность актерского мастерства в передаче поэзии и эмоций через стихи.
Его чтение стихотворений на мероприятии также позволило ощутить, как слова оживают благодаря интонации, ритму и выразительности исполнения. Таким образом, встреча с актрисой и актёром стала не только возможностью услышать стихи в новом исполнении, но и увидеть, как искусство театра превращает слова в живое выражение чувств и мыслей.