О том, как важны основы семейного воспитания, национальное самосознание и духовные ценности, поделились мыслями настоятель храма Николая Чудотворца в дачном поселке Мочище Новосибирской области, православный священник Анатолий Рублев, а также члены его семьи.
Отец Анатолий поведал, что их семья образовалась в непростое время, когда только начиналось формирование российской государственности. Это произошло в 1993 году. Он подчеркивает, что с супругой их связали общие взгляды на традиционные ценности, которые им были дороги. Интересно, что в студенческие годы матушка увлекалась фольклором, а отец Анатолий — традиционной воинской культурой. Это увлечение стало своего рода основой для их крепкого союза. Свою любовь он выразил на всероссийском фольклорном фестивале в Санкт-Петербурге, где сделал ей предложение.
С 1996 года, после его рукоположения в священники, семья переехала в город Болотное в Новосибирской области, куда отец Анатолий был назначен настоятелем местного прихода. В сентябре того же года их приход, в сотрудничестве с Домом детства и юношества, учредил Школу традиционной русской культуры. Эта инициатива просуществовала 17 лет под руководством его жены, которая проявила неустанную заботу о традициях и воспитании молодежи.
После переезда в Новосибирск матушка Татьяна создала в Академгородке новый центр традиционного воспитания под названием «Домострой», который, как отмечает священник, вошел в обыденную жизнь людей. Однако признается, что полностью следовать укладу домостроя в современных условиях практически невозможно. Множество его норм можно реализовывать частично, особенно в таком либеральном по своей природе районе, как Академгородок.
Суть его размышлений заключается в том, что моральные принципы, такие как послушание и субординация, остаются актуальными. Он обращает внимание на значительную проблему современных семей — отсутствие связи между поколениями, что выражается в недостатке общения между детьми, родителями и бабушками с дедушками. Отец Анатолий считает, что очень важно восстанавливать этот контакт и вовлекать родителей в активное участие в жизни своих детей. Он видит в этом важнейшую роль своей семьи и своего прихода.
Aнастасия Рублева, младший научный сотрудник Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и автор блога «Записки этнографини», добавляет к словам отца Анатолия, что каждый год центр «Домострой» совместно с Свято-Никольским приходом организует православный семейный отдых под названием «Сибирский родник», который проходит в живописном месте Турнаево.
Это мероприятие собирает не только семьи, но и всех заинтересованных в традиционных культуре и истории. Оно представляет собой уникальную возможность для укрепления связей между поколениями, а также для передачи знаний и навыков молодым людям. В ходе таких встреч обсуждаются не только культурные, но и духовные аспекты воспитания, что, безусловно, важнее многих поверхностных достижений в жизни.
Таким образом, священник вместе со своей семьей стремится не только сохранить, но и передать своим детям и молодежи важнейшие ценности, которые, как они уверены, составляют основу благополучного существования как отдельных семей, так и общества в целом.
Данное объединение граждан, сформировавшееся на добровольной основе, собирает семьи в атмосфере древнего храма, где проходят мероприятия продолжительностью от пяти до восьми дней. Условия на этих мероприятиях максимально приближены к традиционным, что позволяет участникам погрузиться в исконную культуру. В рамках программы проводятся занятия по ремесленным искусствам, таким как вышивка, шитье, народные танцы и роспись, в частности мезенская, урало-сибирская и городецкая.
Стоит отметить, что традиционная русская культура укоренена в православном мировоззрении. В связи с этим, в период советского государства произошло фактическое столкновение с русским традиционализмом — власти пытались создать новую общность, именуемую «советским народом». Однако сейчас в православной среде наблюдается явный интерес к возрождению традиционного костюма. Например, в 2000 году было организовано «Серафимо-Турнаевское крестное ход», которое с тех пор прошло уже 25 раз. Интересно, что на этих процессиях можно увидеть людей в народных костюмах или хотя бы в одежде, стилизованной под русские традиции: мужчины надеты в рубахи, а женщины предпочитают сарафаны или юбки. Эта потребность проявляется не только во время крестного хода, но и на регулярных службах.
Также стоит отметить, что длительный советский опыт оказал значительное влияние на архитектурные тенденции. Множество людей стремится к возвращению к истокам, поскольку в двадцатом веке русские архитектурные образы были в значительной степени утрачены. Как подметил Матвей Рублев, государственные структуры начали пересмысливать этот вопрос и искать адекватные ответы на действительные запросы общества. Этот процесс уже запущен, но, как и следует ожидать, он пройдет не быстро.
Молодежь сегодня активно интересуется аспектами культуры, которые непосредственно связаны с их идентичностью. К сухим историческим фактам она проявляет меньше интереса: молодые люди, как правило, слушают, нодовольно быстро теряют к ним интерес. Но стоит начать акцентировать внимание на уникальности традиционной культуры и особенностях национальной архитектуры, как студенты сразу начинают задавать множество вопросов и активно включаются в обсуждение.
По словам экспертов, среди вчерашних школьников наблюдается искренний интерес к вопросам национально-культурной идентичности, что, безусловно, способствует культурному развитию общества. Это говорит о том, что интерес к своим корням и традициям становится все более актуальным, что формирует новое поколение, знающее и ценящее свою культурную самобытность. В итоге, таким образом, складывается общее стремление к переменам, которое, возможно, приведет к новой культурной эпохе, основанной на уважении к традициям и наследию русского народа.