Опера, которая пытается осмыслить одну из самых темных страниц истории Франции второй половины XVI века, - это 'Гугеноты' Мейербера.
Премьера этой оперы в Мариинском театре была предварена серией концертных исполнений и тщательным выбором постановочной команды. Режиссером-постановщиком 'Гугенотов' на Новой сцене Мариинки стал Константин Балакин, сценографом и художником по костюмам - Елена Вершинина, художником по свету - Ирина Вторникова, а дирижерским пультом руководил Валерий Гергиев.
Опера 'Гугеноты' была создана Мейербером на либретто Эжена Скриба и Жермена Делавиня по мотивам романа Проспера Мериме 'Хроника царствования Карла IX'. Первое представление оперы состоялось 29 февраля 1836 года в Париже и сделало ее автора одним из самых влиятельных композиторов XIX века.
Опера 'Гугеноты' не только обращает внимание на кровавые религиозные войны, такие как Варфоломеевская ночь, но также рассказывает трагическую историю любви между протестантом Раулем и католичкой Валентиной. Эта история вплетена в контекст трагедии истории и в роскошь дворцовой жизни, представленной в изысканных костюмах с шикарными хоровыми и балетными сценами.
'Гугеноты' являются одной из значимых опер, помогающих нам понять сложные исторические события и взаимоотношения между людьми в тот период.
Сам по себе спектакль 'Гугеноты' не только предлагает зрителю великолепное музыкальное исполнение, но и заставляет задуматься о ценности мира и принятии различий, даже в условиях политических и религиозных конфликтов.
Его постановка в Мариинском театре под руководством таких выдающихся творческих личностей, как Константин Балакин, Елена Вершинина, Ирина Вторникова и Валерий Гергиев, придает опере новый жизненный вдох и возможность донести до публики глубокие смыслы и эмоции, заложенные в этом произведении искусства.
Величественная опера с запутанным сюжетом, разворачивающаяся на сцене в пяти актах, обращает внимание зрителей своими многочисленными мини-кульминациями. Любовная история, которая должна была примирить враждующих католиков и гугенотов, переплетается с сюжетом брака королевы Маргариты Валуа и Генриха Наваррского - представителей разных вероисповеданий.
Но этот брак оказывается ловушкой, в которую попадают гугеноты, присутствующие на свадьбе. Перед глазами публики происходит трагическое гибель главных персонажей - Валентины, Рауля и его преданного слуги Марселя.
Весь ужас событий оперы, которая остается актуальной и в наши дни, когда в мире «горят и кружатся планеты», искусно раскрывается режиссерской работой через тяжелые складки занавесов, символизирующих дворцовые интриги и тайны, и обилие фантасмагорических роз, которые несут в себе не только красоту цветов, но и угрожающие шипы...
Превосходная музыка, требующая технического искусства пения с изобилием сложных каденций и фиоритур, выразительно передает красоту человеческой любви и трагическую жестокость окружающего мира. Солистам предстоит сложное испытание в выполнении вокального марафона, умноженного на сложности французского языка, на высоком искусственном уровне.
Роль Рауля де Нанжи, исполняемая Сергеем Скороходовым, представляет собой титаническое испытание, и его tenore di grazia выходит к финалу оперы как символ успеха. Великолепно справились с ролями Максим Дамина (Граф де Невер), Михаил Петренко (Граф де Сен-Бри) и Дарья Росицкая (паж Урбан).
Немного не хватило вокальной выносливости и точности стиля у Олега Сычёва (Марсель) и Анастасии Калагиной (Маргарита Валуа), однако общий уровень исполнения остается блестящим.
Ирина Чурилова, выступая в роли Валентины, продемонстрировала удивительную 'стальную лирику', проявив беспримерную стойкость, ежедневно выходя на сцену Мариинского театра в разных образах.
Валерий Гергиев внимательно руководил спектаклем, готов был поддержать певцов в любую минуту и делать звуки мейерберовского оркестра максимально 'прозрачными'. Это создавало ощущение необычайного оптимизма.
Хотя образ химеры с сатанинскими рогами, нарастающий к финалу спектакля и занимающий центр сцены как символ кары, всей хищности и хаоса, казалось, пытался заглушить веру, надежду и любовь.
Начался второй тур обменных гастролей между Большим и Мариинским театрами. Вместо опер Римского-Корсакова на этот раз исполнялись оперы Модеста Мусоргского. Этот культурный обмен посвящен 185-летию со дня рождения композитора.
В Москве будет представлена 'Хованщина', а в Петербурге - 'Борис Годунов'. Эти гастроли - первая попытка творческого сотрудничества двух театральных коллективов. На Исторической сцене Большого театра 'Хованщина' Мариинского театра будет исполнена с участием хора и оркестра Большого, а дирижировать будет Валерий Гергиев.
Также на Новой сцене Мариинки в эти дни состоится постановка 'Бориса Годунова' при участии мариинского хора и оркестра, под управлением дирижера Алексея Богорада.