Музыка великих композиторов всегда была ярким выражением человеческих чувств и идеалов. Она служит свидетельством любви человека к свободе, жизни и гармонии. Именно об этом утверждает известный пианист Алексей Ботвинов.
В 2015 году он организовал в Одессе первый фестиваль классической музыки под названием Odessa Classics. Это мероприятие стало традиционным и международным. На сцене фестиваля выступали знаменитые музыканты: Дэниэл Хоуп, Евгений Кисин, Пинхас Цукерман, Джошуа Белл, Максим Венгеров, Миша Майский, Маттиас Гёрне, Томас Хэмпсон, а также камерные оркестры из Цюриха, Берлина и Брюсселя.
Несмотря на напряженную политическую обстановку и агрессивные действия России в отношении Украины, фестиваль продолжает существовать и развиваться. К 2024 году Odessa Classics празднует свое десятилетие.
Алексей Ботвинов подчеркивает, как важна музыка в борьбе за свободу и демократию. В интервью Радио Свобода он рассказывает о значимости и влиянии музыки на события в мире.
Он отмечает, что за свою тридцатилетнюю карьеру он встретил множество талантливых музыкантов и закрепил дружеские отношения с многими из них.
Мировые звезды скрипичной музыки называют школу Петра Соломоновича Столярского в Одессе одной из самых сильных в истории. Имена таких выдающихся пианистов, как Эмиль Гилельс и семья Рихтеров, также неразрывно связаны с Одессой. Профессиональный скрипач Майкл Гутман играл в Одессе, а с Алексеем Ботвиновым их дружба длится уже пятнадцать лет.
Вместе с Дэниэлом Хоупом они впервые выступили на одной сцене, что стало началом долгой и плодотворной совместной работы. В 2016 году Хоуп стал руководителем Цюрихского камерного оркестра, с которым Ботвинов коллективно исполняет музыкальные произведения.
Один из самых ярких моментов в их совместной деятельности – гастрольное турне по Китаю во второй половине 2000-х годов, где они давали восемь концертов с программой Моцарта и Шостаковича. Каждое выступление завершалось громкими овациями и признанием публики.
Именно эти совместные концерты сделали их связь еще крепче. По приглашению Алексея Ботвинова и его супруги Елены, управляющей фестивалем, Цюрихский камерный оркестр с большим удовольствием выступает на Odessa Classics, что подчеркивает теплые и дружеские отношения между артистами.
Это яркий пример того, как музыка способна объединять людей и преодолевать границы, создавая атмосферу гармонии и взаимопонимания.
Среди множества известных музыкантов, игравших в разное время вместе с этими звездами, можно назвать Мишу Майского, Вадима Репина, Джошую Белла, Хилари Хан и многих других.
Так сложились обстоятельства, что они встретились на одной сцене.
По данным Госсекретариата по миграции в Швейцарии на начало октября 2023 года в стране зарегистрировано более 65 700 временных переселенцев из Украины.
Манифест «Устойчивый мир: наш взгляд» является результатом коллективной работы различных экспертов и активистов гражданского общества.
Этот документ подготовлен по предложению и при участии специалистов из разных сфер.
Мероприятия по памяти Алексея Навального прошли в пятницу в различных городах, включая Цюрих и Женеву.
Во время пикетов в России люди приносили цветы и выражали свою скорбь.
В статье под названием «Путинский геноцидный миф» известный американский историк и писатель Тимоти Снайдер исследовал высказывания Владимира Путина, выдвинутые им в недавнем интервью американскому политическому изданию.
В начале второго месяца осени в Швейцарии покажут спектакль по мотивам романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
Следует отметить, что в литературных произведениях Иосифа Бродского этот роман не встречается.
В течение продолжительного времени авторство стихотворения «На независимость Украины» было предметом дискуссий, поскольку считалось, что это не оригинальное произведение.
В очередном отчете Фонда борьбы с коррупцией Навального представлены итоги работы штабов оппозиционера, проведенные митинги «Россия без Путина», а также информация о тысячах звонков россиянам со стороны волонтеров Фонда.
Также в отчете упоминается финансовая деятельность дочери Владимира Путина.
Хор Perespiv исполняет в Швейцарии песню «Червона калина» и другие украинские мелодии.
В коллективе много замечательных голосов, но душа у всех одна.
Хором руководит талантливая бандуристка и певица.
Одесса, с ее уютным центром, Театром оперы и балета, побережьем Черного моря, живописной набережной, музеями и музыкальными традициями, словно создана для проведения различных фестивалей и мероприятий.
Кроме того, в наших залах всегда много молодежи. С момента начала 2000-х годов я активно работаю над различными проектами, сочетающими в себе элементы искусства, видео и театральные постановки. В Одессе стало модным посещать прекрасные классические концерты, и это вдохновляет артистов.
Наш фестиваль стал связующим звеном между украинскими музыкантами, аудиторией и мировым музыкальным сообществом. За время семи лет существования мы смогли поднять Одессу и Украину на европейскую музыкальную карту. Музыканты стремились играть и дарить свои выступления в этом прекрасном городе у Черного моря снова и снова. В 2021 году для нашего фестиваля музыку написал известный китайско-американский композитор Тан Дун, обладатель престижной награды «Оскар».
Каждый значимый фестиваль на определенном этапе своего развития заказывает у ведущих композиторов новые произведения. В 2020 году украинский музыкальный гений Валентин Сильвестров по заказу нашего фестиваля написал цикл музыки для скрипки и фортепиано. Мы исполнили это произведение вместе с талантливым Дэниэлем Хоупом и выпустили запись на лейбле Deutsche Grammophon.
На следующий год у нас получился еще один амбициозный проект с участием великолепного композитора Тан Дуна, сконцентрировавшегося на использовании разнообразных ударных инструментов, звуков природы и других инновационных звуковых элементов. Соединив силы, фестиваль Odessa Classics, Стамбульский музыкальный фестиваль, оркестр Сан-Франциско New Century и стамбульский Borusan Orchestra, мы заказали у Тан Дуна двойной концерт.
Мировая премьера произведения состоялась в Одессе с участием Камерного оркестра New Century, а также была записана официальная пластинка на лейбле Deutsche Grammophon. В прошлом году мы выступили с этим же концертом на 50-м Стамбульском фестивале при содействии Стамбульского филармонического оркестра (BIPO) в сопровождении Дэниэла Хоупа.
Под руководством самого Тана Дуна произошло нечто невероятное. Он умеет не только дирижировать, но и применять практики медитации, а также воплощать звуки природы в классическую музыку.
Сказав музыкантам: «Не бойтесь, мое дирижирование иногда напоминает стиль кунг-фу», он создает уникальные выступления. Фестивальная сцена предоставляет огромные возможности для творчества, за гранью традиционной классической музыки.
Сам Тан Дун вспоминает свой первый концерт Чайковского в Тонхалле, который состоялся в 1993 году с участием Симфонического оркестра Московского радио под управлением Владимира Федосеева. Овации и восторженные отзывы прессы запомнились на долгие годы. Спустя три года Хайнц Шпёрли стал художественным руководителем Цюрихского балета.
Бывший хореограф и режиссер балета на протяжении семнадцати лет, Шпёрли был страстным поклонником живой музыки. Для Тана Дуна, пианиста, было большим счастьем играть во время выступлений балета: соло, дуэты, квартеты, под аккомпанемент оркестра.
За многие годы он исполнил музыку для двадцати различных постановок Шпёрли и других известных хореографов. Визитной карточкой Шпёрли и Цюрихского балета стали «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха.
Этот неоклассический танцевальный шедевр завоевал публику почти в тридцати странах. Иметь возможность исполнить «Гольдберг-вариации» 327 раз было для Тана Дуна уникальным опытом. Сотрудничество с талантливыми людьми раскрывает новые перспективы.
Ему выпала возможность сыграть в одиннадцати спектаклях, поставленных Шпёри в Ла Скала. Так сложилось, что Цюрих стал вторым домом для Тана Дуна за два десятилетия, но Одесса всегда оставалась его первым родным местом.
Проводив много времени в Швейцарии из-за работы, он никогда не планировал полностью переехать, потому что его жизнь в Украине была насыщенной и счастливой.
Два года назад, когда Россия вторглась в Украину, начав бомбардировки и обстрелы украинских городов, многие люди были вынуждены покинуть свои дома и искать убежище в других странах. Один из таких людей - это я и моя семья, которые нашли жилье в Цюрихе.
Никто из нас не мог предположить, что наше поколение столкнется с таким экзистенциальным кризисом. Перед началом войны Украина активно развивалась. В честь 30-летия независимости страны 24 августа 2021 года в географическом центре Украины, в селе 'Марьяновка' Черкасской области, поднимали украинский флаг.
Я был среди шести человек, стоявших рядом с президентом Украины Владимиром Зеленским у флагштока в этот знаковый момент. В тот период в стране наблюдался значительный экономический рост. Однако всё изменилось после начала военных действий.
24 февраля 2022 года я находился на границе между Швейцарией и Германией. Мы записывали второй диск на Deutsche Grammophon с Дэниэлем Хоупом. Моя семья также была со мной в это непростое время, и мы решили остаться в Швейцарии.
26 февраля я стал, вероятно, первым классическим украинским музыкантом, проводившим благотворительный концерт в пользу Украины. Совместно с Дэниэлом мы смогли собрать почти миллион евро благотворительных взносов за месяц. Запись диска на Deutsche Grammophon заняла всего неделю, что стало уникальным событием в истории студии, а доходы от продаж также были направлены на помощь Украине.
Мы дали ряд концертов, прямые трансляции и организовали крупные сборы средств в пользу Украины в Германии и других странах. На концерте во Фрауэнкирхе в Дрездене присутствовал президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, а на выступлении в Гедехтнискирхе в Берлине - бывший президент Германии Йоахим Гаук.
Сегодня я с великой тревогой наблюдаю за настроениями части европейцев, которые, кажется, начинают терять интерес к событиям на фронте в Украине и призывают закончить вмешательство. Однако пусть они помнят, что кризис на востоке Украины продолжается, и миллионы людей нуждаются в нашей поддержке и помощи.
Мне кажется, что с точки зрения путинского режима нет никаких перспектив для окончания конфликта. Тоталитарные режимы, подобные этому, обладают огромной силой и жестокостью по отношению к своему населению, и могут продолжаться на протяжении долгого времени. Им не выгодно решать конфликт мирным путем; они заинтересованы в том, чтобы продолжать давить и укреплять свою власть. Я вырос в Советском Союзе и провел четверть века во время его существования, возможно, в одном из наименее травматичных периодов. История показывает, что кровавые режимы редко заканчиваются сами по себе. Мне жалко и страшно слышать о желании прекратить помощь Украине с аргументом «мы устали».
Украина оказалась на передовой в борьбе за право свободно мыслить и жить по-своему благодаря историческим и географическим обстоятельствам. Несмотря на недостатки, которые мне, как инойностранцу, известны, украинцы выбрали свободу, демократию и европейские ценности. Это не касается того, у кого больше русской или украинской крови, а цивилизационного выбора, за который украинцы борются, отдавая за него кровь. Хор Perespiv исполняет украинские песни, включая «Червону калину», даже на испанской почве. Голоса могут быть разные, но душа одна. Руководитель хора – бандуристка и певица.
В последние времена в России возникли штабы Алексея Навального, акции протеста достигли своего пика с лозунгом «Россия без Путина», тысячи волонтёров из AGITmashiny («агитация в движении») звонят россиянам, раскрывают коррупцию и разглашают темные стороны режима Путина, даже доходы дочери президента, о чем свидетельствует последний доклад Фонда борьбы с коррупцией Навального (ФБК). «Швейцария для...
Манифест «Устойчивый мир: наш взгляд» является результатом совместной работы экспертов и общественных активистов. Он был разработан при участии различных гражданских организаций с целью предложить реальные пути к миру и стабильности в мире.
Хор Perespiv виконує «Червону калину» та інші українські пісні в Швейцарії. Вони сповнені голосів, але мають одну спільну душу. Групу очолює бандуристка, співачка...
У творах Іосифа Бродського немає цього вірша. Авторство вірша «На незалежність України» довго викликало суперечки, говорили, що це стилізація, що він такий...
Мітинги пам'яті Олексія Навального відбулися у п'ятницю в Цюриху, Женеві та десятках міст різних країн. У Росії люди несли квіти і...
За даними Держсекретаріату з міграції в Швейцарії на початок жовтня 2023 року зареєстровано понад 65 700 тимчасових переселенців з України...
У статті «Путінський геноцидний міф» американський історик та письменник Тімоті Снайдер розглянув псевдоісторичні висловлювання Путіна в нещодавньому інтерв'ю американському політичному...
На початку другого місяця осені в Швейцарії покажуть виставу «Майстер і Маргарита» за романом Михайла Булгакова. Я виступаю під українським прапором. Це через те, що у нас концерт, а в Україні зараз відбувається дуже страшне і важливе для всіх на цьому континенті. Генетично ми дуже близькі до росіян, багато сімей змішані. Але сталося так, що мешканці сусідніх країн стали ідеологічними противниками: одні обрали свободу, інші - рабство. І конфлікт дуже глибокий.
У мене типовий одеський коктейль: польська, італійська, російська, єврейська, грецька. Одеса - особливе місто, і всі одессити цим дуже пишаються. - Спочатку ми з дружиною вважали, що війна триватиме не більше півроку, може, зробимо один концерт в Європі.
Позже многие музыканты почувствовали солидарность и присоединились к выступлениям в различных странах после Одессы: за два года было организовано 35 концертов в Швейцарии, Германии, Польше, Литве, Эстонии и Греции.
Я глубоко благодарен всем, кто оказывал поддержку в разных формах. В Таллинне были проведены двенадцать концертов благодаря частным пожертвованиям, помощи друзей и волонтеров.
Греция выделила государственное финансирование в знак солидарности с Украиной. Фестиваль откроется 28 марта в Вильнюсе, а затем пройдут три концерта в Цюрихе.
4 апреля на сцене Тонхалле выступит Литовский национальный симфонический оркестр под управлением Модестаса Питренаса, а также литовский ансамбль Nico с солистами – автором текста и основателем ансамбля, Гедиминасом Гельготасом.
Программа включает классические произведения Брамса и Баха, а также современные интерпретации Вивальди и Бетховена в исполнении Макса Рихтера. Ансамбль Nico известен своей минималистской музыкой и перформансами.
В декабре они получили бурные овации на концерте в Карнеги-холле и были приглашены на следующий сезон. Их выступление в Швейцарии обещает стать сенсацией.
В рамках фестиваля также будут представлены юные таланты. В Одессе было проведено пять конкурсов для украинских музыкантов, и сейчас существуют новые возможности поддержки талантливой молодежи.
Например, Роман Федюрко, обладатель I премии и Гран-при Первого Всеукраинского конкурса юных пианистов имени Серафимы Могилевской, а также победитель 2023 года конкурса Горовица под эгидой Всемирной федерации международных музыкальных конкурсов, выступит в Тонхалле с известной швейцарской скрипачкой Ильвой Эйгус, которая также имеет на своем счету множество наград и уже выступала в Тонхалле с оркестром.
Они исполнят, в частности, третью сонату Брамса. Если 7 апреля в Цюрихе возникнет новый дуэт, эти юные звезды смогут выступать вместе много лет.
Третий концерт в Цюрихе пройдет в храме Святого Петра. В прошлом году я уже выступал под этими сводами с польским музыкантом Янушем Вавровски. Он играет на скрипке, изготовленной в 1685 году Антонио Страдивари.
9 апреля мы вместе с Вавровски исполним произведения Грига, Сильвестрова и других композиторов. Далее запланированы различные концерты в Бремене, Бонне, в Греции, возможно, в Таллинне и других городах.
И есть особенный швейцарский концерт 25 июня – сольный концерт Евгения Кисина в рамках фестиваля Odessa Classics. Это отдельная история, поскольку в 2021 году Евгений Кисин дал исторический концерт в Одесском оперном театре, как писала украинская пресса. Молодежь, которой не хватило билетов, усадили прямо на сцене.
Следующий концерт Кисина был запланирован в Одессе в текущем году. Когда стало понятно, что это невозможно, он заявил: «Назовите место и время, я приеду». Это событие важно лично для меня как музыканта и гражданина Украины.
Голос Кисина сегодня самый громкий среди топов мировой классической музыки в защиту Украины. Он и до 24 февраля 2022 года постоянно высказывал свою поддержку демократии и сейчас говорит: «Необходимо поддерживать Украину!» Евгений Кисин еженедельно отправляет средства на поддержку защитников Украины, поскольку там добро противостоит злу.
Я рад вести беседу с таким великим человеком и говорю с гордостью: пианист Евгений Кисин выступит на 10-летии фестиваля Odessa Classics в Концертном Зале Культурно-Конгрессного Центра в Люцерне.
Скрипки «Stradivari», «Amati», «Guarneri» широко известны, и многие музыканты мечтают однажды сыграть на них.
Но в мире пианистов тоже есть инструменты, на которых они могли бы исполнить свои самые заветные музыкальные мечты.
Один из известных пианистов поделился своей историей. Он мечтал сыграть на фортепиано Рахманинова в усадьбе «Сенар» в Швейцарии.
Его путь к этой мечте начался на Всесоюзном конкурсе Рахманинова в 1983 году. Чтобы выступить на главном пианистическом конкурсе в Москве, ему сначала пришлось преодолеть ожесточенную конкуренцию на Украине. В течение двух лет он погружался в мир Рахманинова, изучал его произведения и историю.
Особое место занимал рояль, который фирма Steinway подарила Рахманинову на юбилей. Этот рояль отличался от других своими размерами и уникальностью изготовления. Рахманинов очень ценил этот инструмент и даже привез его в Швейцарию, где устроился на берегу озера.
Для молодого пианиста это был символ величия и вдохновения. Он мечтал не просто увидеть этот рояль, но и исполнить на нем свои любимые произведения композитора.
И мечты сбываются: уже трижды он имел уникальную возможность играть на этом рояле. Он описывает звук инструмента как феноменальный и утверждает, что игра на нем приближает к творчеству самого Рахманинова.
В том же кабинете где работал великий композитор, он ощущал связь с историей и искусством.
Его исполнения Рахманинова принесли ему звание одного из лучших интерпретаторов музыки композитора. Рахманинов был замечательным композитором, жизнь которого оказалась на стыке эпох.
Треть своей жизни он провел в эмиграции, и его творчество пронизано сложными символами и эмоциями.
Возможно, именно эта судьба и столь глубокие музыкальные произведения Рахманинова пришлись по вкусу пианисту.
Он признается, что полюбил музыку Рахманинова и восхищается его миром еще с юных лет, когда готовился к музыкальному конкурсу в Москве.
По его словам, между музыкантом и композитором может возникнуть особая связь и понимание, которое трудно передать словами, но которое позволяет искусству проявиться на новом уровне.
Его исполнения Рахманинова стали не только результатом многолетней практики и стараний, но и воплощением самого духа этой музыки.
Таким образом, мечты пианиста сбылись благодаря его таланту и стойкости, и он смог погрузиться в удивительный мир Рахманинова прямо на его «музыкальной земле» в усадьбе «Сенар».
Эта история является прекрасным примером того, как страсть к музыке и уважение к великим композиторам могут вдохновлять на подвиги и творческие открытия, преодолевая границы времени и пространства.
В качестве преподавателя фортепиано имею возможность разъяснить важность изучения и интерпретации музыки различных композиторов, отличаясь от Рахманинова из-за его уникального стиля.
Путем внимательного сопоставления исполнения самого Рахманинова с нотными записями можно выявить некоторые недочеты в его манере игры: неверное акцентирование, изменение темпа, разночтение в трактовке музыкальных произведений.
Я ощущаю суть и глубину музыкального образа, но не всегда могу точно объяснить причины. Это, вероятно, связано с индивидуальным музыкальным талантом.
Для меня Рахманинов является самым загадочным композитором из-за его противоречивой природы. На первый взгляд, его произведения могут показаться понятными. Однако, во время исполнения схожим образом с другим романтическим композитором оно может звучать излишне приторно или неестественно.
Неординарный подход к интерпретации музыки Рахманинова, хотя с виду «неправильный», порождает впечатление божественного, которое присуще как самому композитору, так и лучшим исполнителям.
В его музыке заключена некая тайна, парадокс, которую я пытался разгадать, но понял, что опасаюсь испортить то, что уже есть внутри меня.
Возможно, я в точности знаю все его произведения. И когда я берусь за то, что давно не играл, мгновенно осознаю, как мне нужно взаимодействовать с этой музыкой. В случае с другими композиторами подход должен быть индивидуальным.
Я также весьма уважаю Баха. Чтобы достичь художественного выражения, его творения можно исполнять с разными отступлениями от темпа и ритма, экспериментировать с агогикой.
Исполнитель делится с автором своим талантом и идеей, в результате чего созидается музыка.
Другие композиторы часто предлагают более строгий формат, например, в музыке Шопена гибкость практически недопустима: даже небольшое отклонение может привести к заметному исказлению.
В случае с Бахом и Рахманиновым у исполнителя есть свобода, позволяющая экспериментировать и открывать новые грани, что делает музыкальное исполнение богатым, интересным и достоверным.
Я очень ценю творческую свободу. Мои достижения были отмечены различными наградами, среди которых звание «Народный артист Украины», Орден Звезды Италии, награда Вильгельма Телля от Швейцарии.
Но если говорить о награде, которую я ценю больше всего, то это швейцарская награда за укрепление дружбы между Украиной и Швейцарией. Эта награда имеет особое значение для меня.
Приятным сюрпризом была также награда Италии. Мне посчастливилось выступить в Ла Скала, быть, возможно, первым украинцем-руководителем крупного музыкального проекта.
Мои корни уходят в Одессу, и для меня особенно дороги пять наград, которые я получил от Одесской общественности. Этот город остается для меня особенным местом, где я родился и вырос, в каждом из нас прежде всего одессит, а потом уже гражданин Украины.
Я участвую в президентском совете Одесского клуба, который при жизни Михаила Жванецкого был плодотворным центром одесской культуры. В клубе собирались представители различных сфер: юмористы, классические музыканты, художники, писатели, театральные деятели. Этот клуб до сих пор продолжает свою деятельность, оставаясь важным местом для творческих личностей.
Я также занимаюсь публицистикой и поэзией, являюсь соучредителем и редактором журнала «Швейцария для всех». Мой сборник стихов «Гадание на часах» был издан в Цюрихе в 2021 году.
Также хочу упомянуть фрагмент моего сольного концерта, где я исполнял «Элегию» С. В. Рахманинова, за роялем выступал Алексей Ботвинов. Этот концерт прошел в Тайбэе, Тайвань, 23 октября 2005 года.
И, наконец, кабинет С. В. Рахманинова в его усадьбе «Сенар» в Швейцарии остается для меня местом вдохновения и творчества в наше современное время.