В период с января по июль 2023 года объем российского рынка кинопроката составил 28,7 миллиарда рублей, сообщает ТАСС, ссылаясь на слова главы Министерства культуры Ольги Любимовой. По предварительным оценкам статистики ведомства, около 30% всех прокатов занимают отечественные фильмы, которые обеспечивают 83% сборов от общего количества. Также наблюдается рост доли киноизделий из Азии: она увеличилась с 10% до 18% в денежном эквиваленте и с 18% до 24% в количественном отношении среди всех иностранных релизов.
В то же время одной из ключевых проблем, с которыми сталкивается отрасль, является недостаточная маркетинговая поддержка. «Некоторые прокатчики не создают даже постеры, а кинотеатр не может взять на себя эту обязанность. Небольшим локальным кинотеатрам в какой-то мере помогают решить данную проблему социальные сети. Однако это лишь отдельная практика, требующая затрат», — поясняет Александр Бабаян, ответственный секретарь Санкт-Петербургской организации Союза кинематографистов России.
Эксперты оценивают точку безубыточности для кинематографической отрасли в 45 миллиардов рублей валовых сборов всех кинотеатров России в год. По данным Единой федеральной автоматизированной информационной системы сведений о показах фильмов (ЕАИС), в Санкт-Петербурге за 2024 год общие сборы от 20 самых кассовых фильмов составили 1,4 миллиарда рублей, а общее количество зрителей достигло 3,7 миллиона.
«В данное время выгоднее обстоят дела у тех, кто занимается неофициальным прокатом (это не относится к основным крупным игрокам на рынке). В официальном же прокате наиболее значимые премьеры запланированы на осень и конец года, до этого времени не ожидается ярких релизов. Как следствие, потребительская активность, естественно, снижается», — отмечает Бабаян.
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group, также поделилась данными о состоянии кинотеатров в торговых центрах города. По итогам первого полугодия 2024 года кинотеатры занимают 6,2% от общей площади торговых центров, что на 1,1 процентного пункта меньше, чем пять лет назад. «В торговом центре «Питер Радуга» на части площадей, которые ранее занимал кинотеатр, планируется открытие «М. Видео». В ТЦ «РИО» в результате частичного обновления концепции уменьшилась площадь кинотеатра, что позволило увеличить торговую галерею. В 2024 году в торговых центрах Петербурга не было открыто новых кинотеатров», — отметила она.
В 2023 году в ТЦ «Континент на Байконурской» закрылся кинотеатр «Каро», который был заменен новым кинотеатром под брендом «Байконур». Кроме того, возобновил свою работу кинотеатр «Мираж Синема» в ТЦ «Международный», а в ТЦ «Пилот» открылся кинотеатр «Май». Ожидается, что в 2024 году будет запущен новый кинотеатр в ТЦ «Небо» в Мурино.
Евгения Хакбердиева также выражает предположение, что в будущем кинотеатры могут стать более компактными, а освободившиеся площади могут быть адаптированы под другие функции. Предстоящие изменения в индустрии требуют пересмотра подходов к формату кинопоказа, и это может послужить стимулом для дальнейшего переосмысленного подхода к организации пространства вокруг кинематографа.