На фестивале анимации и литературы «Пушкин. Михайловское», состоявшемся в декабре в Пушкинских Горах Псковской области, режиссер и художник Станислав Соколов представил свой новый проект – фильм «Булгаковъ».
Этот анимационный фильм, находящийся в разработке уже несколько лет, включает 20-минутный пилот, который посмотрели гости фестиваля, в том числе корреспондент «РГ». Также была организована выставка кукол, рисунков и эскизов к проекту, подготовка которого осуществляется кинокомпанией «Синемаскоп».
Соколов планирует создать полнометражный кукольно-рисованный фильм о Булгакове, его времени и известных персонажах. Среди них – Станиславский, Луначарский, Троцкий, а также такие писатели, как Маяковский и Чуковский. Фильм также будет включать сцены из романа «Мастер и Маргарита» и мифологические персонажи.
Соколов отмечает, что его фильмы начинаются с поиска нестандартных решений, чтобы избежать штампов. Сценарий охватывает ключевые моменты жизни Булгакова, освещая его независимую позицию среди других писателей.
Булгаков, в отличие от многих, склонных подчиняться литературным модам, вёл диалоги с другими литераторами, собираясь в кружках, где делился неопубликованными произведениями. Этот проект обещает быть уникальным и глубоким исследованием творческого пути Булгакова.
В последнее время наблюдается активный интерес к творчеству Михаила Булгакова, что проявляется в множестве новых изданий и исследований его жизни и произведений.
Это подтверждается множеством мемуаров и литературных работ, написанных сто лет назад, которые кажутся актуальными и современными. Удивительно сравнить ситуацию в России ста лет назад и сейчас, когда многие темы остаются схожими.
Я использовал фрагменты из различных произведений Булгакова, включая его ранние фельетоны и личные письма, что позволило глубже понять его творческую природу и взгляд на жизнь.
Сотрудничество с Музеем Михаила Булгакова стало важной частью моей работы, где проводятся ежегодные конференции, посвященные исследованию его творчества и биографии.
Эти мероприятия дают возможность узнать о новых открытиях в области булгаковедения, включая информацию из зарубежных публикаций.
Подготовка проекта началась еще до пандемии COVID-19 и заняла почти два года. В процессе написания сценария мне помогал Герман Климов, брат известного режиссера Элема Климова, и его потеря во время пандемии стала для меня тяжелым ударом.
Работа над проектом включала поиск визуальных и звуковых решений, используя как кукольную, так и рисованную анимацию, а также элементы документальной хроники.
Мы стремились создать единую гармонию между объемными и рисованными изображениями, добавляя различные фактуры в сценах.
Съемки длились больше года, и кукольную анимацию осуществляла Саша Григорчук, опытный аниматор и выпускница ВГИКа, а рисованные сцены также выполнялись профессиональными аниматорами.
Этот проект стал для нас не только практической, но и творческой реализацией глубокого уважения к наследию Булгакова.
В настоящее время в процессе обработки остаются многочисленные изобразительные слои в различных сценах.
У меня скопилось множество литературных источников, содержащих интересные факты о Булгакове и его окружении. Работа над этой темой представляет собой настоящий интерес, несмотря на недостаток поддержки.
Авторская анимация во многом основывается на студенческом энтузиазме, так как государственный бюджет на фильм исчерпан. Расходы покрываются частично за счет личных средств, а часть работы выполняется на добровольной основе.
Одной из основных проблем в анимационной индустрии является качество работ новых специалистов. Несмотря на большое количество ежегодно выпускаемых аниматоров, найти настоящих профессионалов даже для небольших проектов становится все сложнее.
Студенты-кукольники из Театрального художественно-технического колледжа (ТХТК) в Москве под руководством талантливого художника Игоря Хилова, одного из ведущих мастеров-кукольников в стране, создавали основные куклы для анимации. Декорации создавали как сотрудники студии.