В последние три года театральная сцена России претерпела значительные изменения: многие ключевые фигуры, такие как режиссеры, драматурги и актеры, покинули страну.
Однако на горизонте появились новые таланты, создающие уникальный театр, который стал интересным объектом наблюдения. Вскоре каждое новое имя представит свою премьеру.

Один из таких режиссеров, обладающий актерским образованием, пришел в режиссуру поздно, но быстро завоевал признание публики и критиков. Подобно своему учителю Юрию Погребничко, он создает авторские миры, населенные эксцентричными персонажами и осколками советской культуры.
Его работы наполнены колоритом: от куртизанок из Жулебино до образов пьяниц и утопистов. В их речи перекликаются междометия, мемы и цитаты, создавая особую атмосферу.
В спектакле «Где ты был так долго, чувак?» затрагивается тема коллективного сознания через кулинарные метафоры. В его постановках присутствует как юмор, иногда переходящий границы, так и глубоко трогательные моменты.
Например, в «Шинели» образ двухметрового Башмачкина представлен как нечто детское и беззащитное. Непредсказуемый Шариков, сыгранный Андреем Максимовым в «Собачьем сердце», стал хитом в МТЮЗе.
Режиссер активно работает и в других городах, его спектакли участвуют в фестивале «Золотая маска» и были представлены в различных городах, таких как Воронеж и Казань.
В 2023 году он занял пост художественного руководителя театра «Старый дом» в Новосибирске, и его первая работа, «Котлован» по Андрею Платонову, стала успешным опытом взаимодействия с труппой.
Ожидаются новые гастроли, поднимающие актуальные темы. Режиссёр Бондарь, обладая стальным характером и трагическим восприятием, создает спектакли, наполненные мрачностью и безысходностью.
Она исследует человеческую психику в экстремальных условиях, как в постапокалиптическом «Макбете» в Театре наций или ставит своих героев перед сложными моральными выборами, как в «Пятой печати» в МТЮЗе.
Бондарь — одна из немногих в России, кто успешно работает в формате формального театра. Будучи оперным режиссером и ученицей Дмитрия Бертмана, она создает драмы по музыкальным принципам, уделяя внимание ритму и интонации.
Каждый актер в её постановках представляет собой элемент музыкальной партитуры, создавая гармонию в театральной интерпретации. Значительное внимание заслуживает образ Сергея Волкова в спектакле «Голод», где он великолепно сыграл писателя, испытывающего постоянные эмоциональные колебания.
Его персонаж — прообраз обычного молодого человека, что делает спектакль ближе к зрителям.
В Санкт-Петербурге Крестьянкин основал «Плохой театр», где вместо продажи билетов публике предлагают оставить донаты. Один из самых популярных его спектаклей — «Квадрат», который погружает в воспоминания о бурных 1990-х, сочетая элементы футбольной и дискотечной культуры.
Продолжением «Квадрата» в Москве стала постановка «2007» в Театре имени Маяковского, представляющая собой спектакль-концерт с рок-группой, исполняющей музыкальные хиты нулевых.
Дмитрий Крестьянкин, работающий в театре, чаще всего обращается к документальным материалам.
В Маяковском театре идет его спектакль «Поиск продолжается», посвященный отряду «ЛизаАлерт», а в РАМТе представлен спектакль «Деревня и я», который честно отражает жизнь подростков в селе.
Также он уделяет внимание социальному инклюзивному театру, участвуя в проектах Бориса Павловича.
Кроме того, иногда его проекты посвящены историческим фигурам, как, например, спектакль «Красный фонарь» в Театральном музее Петербурга, рассказывающий о директоре императорских театров Владимире Теляковском.
Крестьянкин активно работает с подростковой аудиторией, ставя современные пьесы.
Одним из его наиболее успешных спектаклей стал «Василисса» по пьесе Марии Малухиной в РАМТе, который создает атмосферу роуд-муви, погружая зрителя в мир русского фольклора, с визуальными элементами, напоминающими фильмы Тима Бёртона.
Стиль кинонуара также проявляется в его взрослой работе «Войцек» по драматургии Бюхнера, прошедшей в Театре имени Маяковского.
Особое значение имеет спектакль «Ленинградские сказки», где размышления о блокаде и войне переданы через призму детского восприятия.
Режиссеру удалось создать множество ярких и запоминающихся образов, которые вызывают сильные эмоции у зрителей.
Абулкатинов, закончив мастерскую Сергея Женовача в ГИТИСе в 2022 году, стал главой Красноярского ТЮЗа всего через два года, установив рекорд как один из самых молодых главных режиссёров страны.
Мурат Абулкатинов стал заметной фигурой в театральной среде Москвы благодаря своим поэтичным спектаклям, которые выделяются лаконизмом оформления и чистотой мизансцен.
Его постановки часто обладают меланхоличным настроением, как будто он смотрит на реальность через призму воспоминаний.
Режиссер активно исследует мифы и их отражение в современности, что ярко проявляется в спектакле «Тахир и Зухра», где повседневная жизнь гастарбайтеров переплетается с восточной легендой.
Абулкатинов также погружается в ностальгию по молодости и ушедшей любви, что видно в его работах, таких как «Июльский дождь» на основе фильма Марлена Хуциева и «Десять посещений моей возлюбленной» по романам Василия Аксенова, рассказывающих о потерянных местах и чувствах.
Вопрос о сохранении детского восприятия мира также является важным для Золотовицкого-младшего, который предпочитает обращаться к себе как к Саше.
Он создает спектакли для детей и подростков, таких как «Соня-9» и «Морж, учитель и поэт», которые хотя и выглядят легкими и ироничными, на самом деле затрагивают серьезные темы.
Например, в спектакле «Коричневое утро» в РАМТе он объясняет детям такие сложные понятия, как фашизм, а в «Мере за меру» в Театре имени Маяковского фокусируется на важнейших темах абьюза и харассмента.
Также его работа «Добрый властитель быков» по «Книге всех вещей» Гюса Кейера вскрывает вопросы домашнего насилия и сопротивления, и теперь она вошла в репертуар театра «Шалом».
Эти выступления подчеркивают талант Золотовицкого к работе с различными жанрами и формами, что делает его значимой фигурой в современном театре.