Новые горизонты российского театра и уникальные авторские миры

Фев 23, 2025 / 15:58

В последние три года театральная сцена России претерпела значительные изменения: многие ключевые фигуры, такие как режиссеры, драматурги и актеры, покинули страну.

Однако на горизонте появились новые таланты, создающие уникальный театр, который стал интересным объектом наблюдения. Вскоре каждое новое имя представит свою премьеру.

Новые горизонты российского театра и уникальные авторские миры

Один из таких режиссеров, обладающий актерским образованием, пришел в режиссуру поздно, но быстро завоевал признание публики и критиков. Подобно своему учителю Юрию Погребничко, он создает авторские миры, населенные эксцентричными персонажами и осколками советской культуры.

Его работы наполнены колоритом: от куртизанок из Жулебино до образов пьяниц и утопистов. В их речи перекликаются междометия, мемы и цитаты, создавая особую атмосферу.

В спектакле «Где ты был так долго, чувак?» затрагивается тема коллективного сознания через кулинарные метафоры. В его постановках присутствует как юмор, иногда переходящий границы, так и глубоко трогательные моменты.

Например, в «Шинели» образ двухметрового Башмачкина представлен как нечто детское и беззащитное. Непредсказуемый Шариков, сыгранный Андреем Максимовым в «Собачьем сердце», стал хитом в МТЮЗе.

Режиссер активно работает и в других городах, его спектакли участвуют в фестивале «Золотая маска» и были представлены в различных городах, таких как Воронеж и Казань.

В 2023 году он занял пост художественного руководителя театра «Старый дом» в Новосибирске, и его первая работа, «Котлован» по Андрею Платонову, стала успешным опытом взаимодействия с труппой.

Ожидаются новые гастроли, поднимающие актуальные темы. Режиссёр Бондарь, обладая стальным характером и трагическим восприятием, создает спектакли, наполненные мрачностью и безысходностью.

Она исследует человеческую психику в экстремальных условиях, как в постапокалиптическом «Макбете» в Театре наций или ставит своих героев перед сложными моральными выборами, как в «Пятой печати» в МТЮЗе.

Бондарь — одна из немногих в России, кто успешно работает в формате формального театра. Будучи оперным режиссером и ученицей Дмитрия Бертмана, она создает драмы по музыкальным принципам, уделяя внимание ритму и интонации.

Каждый актер в её постановках представляет собой элемент музыкальной партитуры, создавая гармонию в театральной интерпретации. Значительное внимание заслуживает образ Сергея Волкова в спектакле «Голод», где он великолепно сыграл писателя, испытывающего постоянные эмоциональные колебания.

Его персонаж — прообраз обычного молодого человека, что делает спектакль ближе к зрителям.

В Санкт-Петербурге Крестьянкин основал «Плохой театр», где вместо продажи билетов публике предлагают оставить донаты. Один из самых популярных его спектаклей — «Квадрат», который погружает в воспоминания о бурных 1990-х, сочетая элементы футбольной и дискотечной культуры.

Продолжением «Квадрата» в Москве стала постановка «2007» в Театре имени Маяковского, представляющая собой спектакль-концерт с рок-группой, исполняющей музыкальные хиты нулевых.

Дмитрий Крестьянкин, работающий в театре, чаще всего обращается к документальным материалам.

В Маяковском театре идет его спектакль «Поиск продолжается», посвященный отряду «ЛизаАлерт», а в РАМТе представлен спектакль «Деревня и я», который честно отражает жизнь подростков в селе.

Также он уделяет внимание социальному инклюзивному театру, участвуя в проектах Бориса Павловича.

Кроме того, иногда его проекты посвящены историческим фигурам, как, например, спектакль «Красный фонарь» в Театральном музее Петербурга, рассказывающий о директоре императорских театров Владимире Теляковском.

Крестьянкин активно работает с подростковой аудиторией, ставя современные пьесы.

Одним из его наиболее успешных спектаклей стал «Василисса» по пьесе Марии Малухиной в РАМТе, который создает атмосферу роуд-муви, погружая зрителя в мир русского фольклора, с визуальными элементами, напоминающими фильмы Тима Бёртона.

Стиль кинонуара также проявляется в его взрослой работе «Войцек» по драматургии Бюхнера, прошедшей в Театре имени Маяковского.

Особое значение имеет спектакль «Ленинградские сказки», где размышления о блокаде и войне переданы через призму детского восприятия.

Режиссеру удалось создать множество ярких и запоминающихся образов, которые вызывают сильные эмоции у зрителей.

Абулкатинов, закончив мастерскую Сергея Женовача в ГИТИСе в 2022 году, стал главой Красноярского ТЮЗа всего через два года, установив рекорд как один из самых молодых главных режиссёров страны.

Мурат Абулкатинов стал заметной фигурой в театральной среде Москвы благодаря своим поэтичным спектаклям, которые выделяются лаконизмом оформления и чистотой мизансцен.

Его постановки часто обладают меланхоличным настроением, как будто он смотрит на реальность через призму воспоминаний.

Режиссер активно исследует мифы и их отражение в современности, что ярко проявляется в спектакле «Тахир и Зухра», где повседневная жизнь гастарбайтеров переплетается с восточной легендой.

Абулкатинов также погружается в ностальгию по молодости и ушедшей любви, что видно в его работах, таких как «Июльский дождь» на основе фильма Марлена Хуциева и «Десять посещений моей возлюбленной» по романам Василия Аксенова, рассказывающих о потерянных местах и чувствах.

Вопрос о сохранении детского восприятия мира также является важным для Золотовицкого-младшего, который предпочитает обращаться к себе как к Саше.

Он создает спектакли для детей и подростков, таких как «Соня-9» и «Морж, учитель и поэт», которые хотя и выглядят легкими и ироничными, на самом деле затрагивают серьезные темы.

Например, в спектакле «Коричневое утро» в РАМТе он объясняет детям такие сложные понятия, как фашизм, а в «Мере за меру» в Театре имени Маяковского фокусируется на важнейших темах абьюза и харассмента.

Также его работа «Добрый властитель быков» по «Книге всех вещей» Гюса Кейера вскрывает вопросы домашнего насилия и сопротивления, и теперь она вошла в репертуар театра «Шалом».

Эти выступления подчеркивают талант Золотовицкого к работе с различными жанрами и формами, что делает его значимой фигурой в современном театре.

По материалам: www.kommersant.ru