Я не являюсь поклонником мечт. Что такое мечта? Может быть, это как бабочка с недотронутыми крыльями, легкая и недостижимая. Некоторые люди проживают всю жизнь, лишь мечтая, и при этом ощущая, будто они уже исполнили то, о чем мечтали. Но, наверное, важно, кто мечтает.
Некоторые могут мечтать бесконечно, но лишь немногие смогут воплотить свои мечты в реальность. Это случилось с известным дирижером Феликсом Коробовым, который является главным дирижером театра Станиславского и Немировича-Данченко и народным артистом России. Феликс мечтал поставить в жизнь оперу Родиона Щедрина под названием «Не только любовь», потому что он был очарован музыкой этого произведения. Его мечта не ограничилась одним днем или годом. Она стала его постоянным спутником.
И вот на прошлой неделе сбылась его мечта. Премьера прошла успешно. Я взял программку и прочитал краткое содержание оперы. Оно было кратким, но весьма необычным. «Она решает отказаться от своего чувства и вместо того, чтобы признаться в любви, она дает ему указания по ремонту коровника». Что за сюжет? Это действительно то, о чем мечтал великий дирижер?
Но, чем дальше я погружался в сюжет оперы, тем больше понимал я самого Коробова. Музыка действительно великолепна, ведь Родион Щедрин – истинный классик своего времени. Я не являюсь экспертом в музыке, но уверен, что если зритель чувствует красоту музыки, значит, оркестр работает на отлично, а дирижер смог передать силу своей мечты.
Когда говорят об опере как о «синтетическом жанре», это означает, что здесь собрано всё: музыка, драма, танцы. Но в опере Щедрина есть и другие жанры – от фарса до трагедии, а возможно, и комедии. В конечном счете, это история о любовном треугольнике в советском колхозе в 60-е годы прошлого века. А любовь, как известно, включает в себя и трагедию, и фарс, и комедию… Всё в одном!
Мне кажется, нужно быть не только талантливым, но и смелым режиссером, чтобы осуществить такую оперу Щедрина с открытостью и бесшабашностью.
Евгений Писарев создал виртуозную постановку этой оперы, которая великолепно смешивает жанры, создавая естественное и живое выражение музыкального произведения. На сцене разворачивается подлинная жизнь, не ограниченная рамками советского или несоветского контекста, а просто жизнь со всеми ее радостями и абсурдом.
Декорации Максима Обрезкова абсолютно реалистичны, но при этом они также трансформируются во что-то космическое, создавая ощущение того, что человек решает свои проблемы в присутствии вселенной. Атмосфера космоса, присутствующая на фоне грязных полях, делает это произведение по-настоящему русским.
Опера «Не только любовь» требует не только пристального внимания к музыке, но и к зрительному восприятию. Солисты оперы не просто исполняют партии, они воплощают роль с такой интенсивностью, которая заставляет зрителя переживать с ними. Лариса Андреева искусно танцует танец отчаяния и поражает своим монологом о любви, который она не просто произносит, а исполняет настолько проникновенно, что можно сказать, что она поет свою роль.
Кирилл Матвеев и Мария Макеева создают живых, увлекательных персонажей, от смешных до трагических. Главное достоинство этой постановки - это то, что она рассказывает о реальной жизни людей, за которыми так интересно следить благодаря таланту актеров и режиссера.
Нельзя не отметить также выдающуюся работу хора под руководством главного хормейстера Станислава Лыкова, который создает неповторимую атмосферу на сцене, не просто выступая в роли фона, а олицетворяя объединенную силу и эмоциональную глубину.
О, ужас! Он выступает перед жителями деревни, исполняет песни. Также он танцует с таким пылом! Порой кажется, что хореограф Сергей Землянский способен не только научить танцевать любого, но и вызвать у людей настоящее удовольствие от танцев.
У меня случилось соседствовать с автором либретто оперы Василием Катанян в одном доме, да и даже в одном подъезде, на соседних этажах. Я даже видел его жену - знаменитую Лилю Брик. Мне запомнилась эта пожилая женщина в черном, с туго наброшенным платком и шляпой, скрывающая свое лицо.
И личности Лили Брик и Василия Катаняна также были неотъемлемой частью советской жизни, как и колхозники из оперы, основанной на произведениях Сергея Антонова, который также отражал уходящую эпоху. Кстати, именно Антонов является автором повести «Дело было в Пенькове», по которой был создан знаменитый фильм.
Советская жизнь была многообразной. Как и великолепное завершение спектакля, где веселые частушки исполняются с грустью, почти трагически. Радость, грусть, трагедия - все это рядом. Это и есть любовь. Это и есть жизнь. Евгений Писарев создал оперу о том, как быть и бытие так тесно переплетаются в жизни, что их не всегда можно отделить друг от друга. Оркестр под руководством Феликса Коробова, на мой взгляд, в точности передал это.
А как живет человек? В бытии или бытие? Посмотрит на землю - вот тебе бытие, поднимет глаза - душа тянется к бытию. Когда спектакль так поставлен, даже самый обыденный образ бригадира трактористов Федота Петровича (великолепно исполненный Феликсом Кудрявцевым) воспринимается как былицкий герой, который мирно сидит, но если вмешается - произойдет что-то невообразимое.
Театр Станиславского и Немировича-Данченко заслуживает похвалы за превосходный спектакль. Я уверен, что он будет вызывать дискуссии, что совершенно естественно, так как он живой. Однако главное - он принесет удовольствие зрителям и заставит их задуматься. Чего еще можно желать от потрясающей оперы?