Не только любовь: история сбывшейся мечты

Мар 10, 2024 / 14:44

Я не являюсь поклонником мечт. Что такое мечта? Может быть, это как бабочка с недотронутыми крыльями, легкая и недостижимая. Некоторые люди проживают всю жизнь, лишь мечтая, и при этом ощущая, будто они уже исполнили то, о чем мечтали. Но, наверное, важно, кто мечтает.

Некоторые могут мечтать бесконечно, но лишь немногие смогут воплотить свои мечты в реальность. Это случилось с известным дирижером Феликсом Коробовым, который является главным дирижером театра Станиславского и Немировича-Данченко и народным артистом России. Феликс мечтал поставить в жизнь оперу Родиона Щедрина под названием «Не только любовь», потому что он был очарован музыкой этого произведения. Его мечта не ограничилась одним днем или годом. Она стала его постоянным спутником.

Не только любовь: история сбывшейся мечты

И вот на прошлой неделе сбылась его мечта. Премьера прошла успешно. Я взял программку и прочитал краткое содержание оперы. Оно было кратким, но весьма необычным. «Она решает отказаться от своего чувства и вместо того, чтобы признаться в любви, она дает ему указания по ремонту коровника». Что за сюжет? Это действительно то, о чем мечтал великий дирижер?

Но, чем дальше я погружался в сюжет оперы, тем больше понимал я самого Коробова. Музыка действительно великолепна, ведь Родион Щедрин – истинный классик своего времени. Я не являюсь экспертом в музыке, но уверен, что если зритель чувствует красоту музыки, значит, оркестр работает на отлично, а дирижер смог передать силу своей мечты.

Когда говорят об опере как о «синтетическом жанре», это означает, что здесь собрано всё: музыка, драма, танцы. Но в опере Щедрина есть и другие жанры – от фарса до трагедии, а возможно, и комедии. В конечном счете, это история о любовном треугольнике в советском колхозе в 60-е годы прошлого века. А любовь, как известно, включает в себя и трагедию, и фарс, и комедию… Всё в одном!

Мне кажется, нужно быть не только талантливым, но и смелым режиссером, чтобы осуществить такую оперу Щедрина с открытостью и бесшабашностью.

Евгений Писарев создал виртуозную постановку этой оперы, которая великолепно смешивает жанры, создавая естественное и живое выражение музыкального произведения. На сцене разворачивается подлинная жизнь, не ограниченная рамками советского или несоветского контекста, а просто жизнь со всеми ее радостями и абсурдом.

Декорации Максима Обрезкова абсолютно реалистичны, но при этом они также трансформируются во что-то космическое, создавая ощущение того, что человек решает свои проблемы в присутствии вселенной. Атмосфера космоса, присутствующая на фоне грязных полях, делает это произведение по-настоящему русским.

Опера «Не только любовь» требует не только пристального внимания к музыке, но и к зрительному восприятию. Солисты оперы не просто исполняют партии, они воплощают роль с такой интенсивностью, которая заставляет зрителя переживать с ними. Лариса Андреева искусно танцует танец отчаяния и поражает своим монологом о любви, который она не просто произносит, а исполняет настолько проникновенно, что можно сказать, что она поет свою роль.

Кирилл Матвеев и Мария Макеева создают живых, увлекательных персонажей, от смешных до трагических. Главное достоинство этой постановки - это то, что она рассказывает о реальной жизни людей, за которыми так интересно следить благодаря таланту актеров и режиссера.

Нельзя не отметить также выдающуюся работу хора под руководством главного хормейстера Станислава Лыкова, который создает неповторимую атмосферу на сцене, не просто выступая в роли фона, а олицетворяя объединенную силу и эмоциональную глубину.

О, ужас! Он выступает перед жителями деревни, исполняет песни. Также он танцует с таким пылом! Порой кажется, что хореограф Сергей Землянский способен не только научить танцевать любого, но и вызвать у людей настоящее удовольствие от танцев.

У меня случилось соседствовать с автором либретто оперы Василием Катанян в одном доме, да и даже в одном подъезде, на соседних этажах. Я даже видел его жену - знаменитую Лилю Брик. Мне запомнилась эта пожилая женщина в черном, с туго наброшенным платком и шляпой, скрывающая свое лицо.

И личности Лили Брик и Василия Катаняна также были неотъемлемой частью советской жизни, как и колхозники из оперы, основанной на произведениях Сергея Антонова, который также отражал уходящую эпоху. Кстати, именно Антонов является автором повести «Дело было в Пенькове», по которой был создан знаменитый фильм.

Советская жизнь была многообразной. Как и великолепное завершение спектакля, где веселые частушки исполняются с грустью, почти трагически. Радость, грусть, трагедия - все это рядом. Это и есть любовь. Это и есть жизнь. Евгений Писарев создал оперу о том, как быть и бытие так тесно переплетаются в жизни, что их не всегда можно отделить друг от друга. Оркестр под руководством Феликса Коробова, на мой взгляд, в точности передал это.

А как живет человек? В бытии или бытие? Посмотрит на землю - вот тебе бытие, поднимет глаза - душа тянется к бытию. Когда спектакль так поставлен, даже самый обыденный образ бригадира трактористов Федота Петровича (великолепно исполненный Феликсом Кудрявцевым) воспринимается как былицкий герой, который мирно сидит, но если вмешается - произойдет что-то невообразимое.

Театр Станиславского и Немировича-Данченко заслуживает похвалы за превосходный спектакль. Я уверен, что он будет вызывать дискуссии, что совершенно естественно, так как он живой. Однако главное - он принесет удовольствие зрителям и заставит их задуматься. Чего еще можно желать от потрясающей оперы?

По материалам: rg.ru