Персидские и тюркские народы отмечают свой праздник весеннего равноденствия, который известен как Навруз. Этот праздник является одним из древнейших и символизирует начало сельскохозяйственного года, поэтому его еще называют «персидским Новым годом». В 2024 году Навруз выпадает на 21 марта.
В этом материале рассматриваются традиции, история и обычаи этого народного праздника. Навруз, который возник более трех тысяч лет назад в провинции Хорасан на северо-востоке Ирана, изначально связан с появлением земледелия и сельскохозяйственного календаря. Иранские и тюркские народы начали его отмечать вместе и со временем традиции Навруза распространились на соседние страны.

Навруз отмечается в день весеннего равноденствия, что приходится на 20–21 марта. Это связано с разработкой солнечного календаря у народов Междуречья и Ирана задолго до прихода ислама. В этом году праздник Навруз праздновался 20 марта, а настоящий Навруз пришелся на 21 марта.
Слово 'Навруз' переводится как 'новый день' и написание и произношение этого слова могут незначительно отличаться в зависимости от страны. В 2009 году Навруз был включен в Репрезентативный список нематериального наследия человечества как культурная традиция, и с 2010 года 21 марта отмечается Международный день Навруз, установленный резолюцией ООН.
Официальный статус национального праздника Навруз приобрел еще в VI–IV веках до нашей эры в Персидской империи Ахеменидов, согласно данным иранской энциклопедии.
Возникновение праздника утюркских народов, как и уславян, имеет глубокие исторические корни и тесно связано с культом Солнца, символизирующим возрождение всего живого, приход астрономической весны и наступление нового года.
Одним из старейших источников, где упоминается празднование Навруза, является священная книга зороастрийцев «Авеста», которая помимо солнечного культа связывает его с именем древне-персидского пророка Заратуштры.
Согласно учению, каждую весну люди должны отмечать появление жизни на земле, которая проявляется в шести видах: земле, растениях, воде, небе, животных и человеке.
Однако празднование Навруза не распространено во всех мусульманских странах, например, на Ближнем Востоке его отмечают лишь некоторые народы, которые проживали там до прихода арабов и распространения ислама.
В современном мире в некоторых странах, например, в Сирии, Навруз официально запретили, тогда как в Турции запрет на его празднование был снят только в 1991 году.
Навруз, как официальное начало нового года по солнечному календарю, отмечается в Иране, Афганистане, Македонии, Иракском Курдистане, Индии, Азербайджане, Турции и других странах.
В России и странах СНГ праздник Навруз отмечают татары, киргизы, башкиры, узбеки, казахи и таджики.
Исламовед и доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук им. ассовых коммуникаций Казанского федерального университета Азат Ахунов подтверждает, что праздник Навруз никак не связан с религией и не имеет отношения к исламу.
С древности народы отмечали начало нового года как языческий праздник, который сначала был принят в ираноязычных странах, а затем распространился на тюркоязычные народы, на которых сильное влияние оказала иранская культура.
Значимость праздника породила множество обычаев, традиций и ритуалов, которые с течением времени приобрели магический характер и стали отражением культа природы и плодородия.
В древности «Навруз», праздник встречи весны и Нового года, отмечали 13 дней подряд. По истечении этого периода люди выходили в поля для того, чтобы встретить Новый год и привлечь в свои дома семейное счастье и благополучие.
Было принято обращать внимание на изменения в природе, проявлять благодарность ей за новый цикл жизни. Некоторые страны и по сей день сохраняют эту древнюю традицию, отмечая 13-й день весны в кругу близких и родных на природе. Например, курдский и иранские народы исполняют обряды Навруза вместе с семьей и друзьями.
Важным аспектом празднования является радость, танцы, участие в народных гуляниях и конкурсах. Подготовка к Наврузу начинается задолго до праздника — особое внимание уделяется последним вторникам перед началом праздника, каждый из которых связан с одним из стихий природы: водой, огнем, землей и воздухом.
Ведется подготовка помещений как в доме, так и на участке, если человек проживает в частном доме. Считается, что ближе к Наврузу необходимо урегулировать все долги. В ночь на 21 марта, по традиции, жители обжигают дома ароматическими травами, чтобы прогнать злых духов. Рекомендуется также примириться с друзьями, избавиться от долгов и раскаяться в содеянных проступках.
В день Навруза, согласно преданиям, добрые ангелы (фаришты) приносят изобилие и благополучие тем, у кого добрые помыслы, светлая душа и ухоженный дом. В это время люди верили, что вода способна очистить отрицательные энергии, поэтому перед праздником проводились обряды стирки одежды, особенно детской.
Перед наступлением Навруза, еще до принятия ислама, народы отдавали дань памяти своим предкам. Поэтому люди старались увековечить своих праотцов, совершая для них обряды, принося жертвы и просив защиты и процветания в грядущем году.
Еще одним важным аспектом этого времени было очищение организма и духа от негатива, что остается традицией лишь для кашмирских жителей — обитателей спорной территории между Индией и Пакистаном.
Согласно газете Freepress Kashmir, для местных жителей Навруз — это не только праздник начала нового года и оживления природы, но и возможность для обновления тела и души. Люди собираются вместе с родственниками и друзьями, надевают традиционную одежду и устраивают праздничные застолья.
Местные жители верят в целебные свойства маленьких кровососущих насекомых, особенно в первые дни Навруза, считая, что 20 или 21 марта они обладают особым целебным воздействием. Именно поэтому каждый год взрослые, подростки и даже дети следуют древнему обычаю проводить такую лечебную физическую и духовную терапию.
Подготовка к Наврузу начинается задолго до самого праздника. Хозяйки угощают своих гостей разнообразными блюдами, среди которых всегда есть круглые хлебцы из различных злаков, включая пшеницу, ячмень, просо, кукурузу, фасоль, горох, чечевицу, рис, кунжут и бобы.
В праздничные дни приготавливают блюда из семян, в основном растительных, продуктов. Одним из наиболее известных праздничных угощений на Навруз — это сумаляк, десерт из ростков пшеницы, по текстуре напоминающий пудинг.
На праздничной трапезе обязательно присутствуют блюдца с раскрашенными яйцами, зеркало и горящие свечи. Считается, что огонь защищает от злых духов, а зеркало символизирует завершение одного этапа и начало другого.
Сумаляк обычно размещается в центре праздничного стола среди других блюд. Это ритуальное яство требует длительного приготовления, поэтому хозяйки начинают заниматься им задолго до торжества. Важно угощать всех гостей этим блюдом.
Собеседник журнала «360» отметил, что на Навруз в целом отсутствуют специфические запреты, поскольку это народный, а не религиозный праздник. В этот день нет ограничений, и, наоборот, согласно традиции, люди собирались вместе весело отмечали Навруз, наслаждались вкусной пищей в кругу семьи и близких.
По словам представителей Духовного управления мусульман Москвы, Навруз не упоминается ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммада – он скорее является национальным праздником для народов Средней Азии. Однако они подчеркнули, что мусульманам следует относиться к таким датам с пониманием и сдержанностью. У различных народов есть свои традиции, но это не означает нарушение религиозных норм или выход за пределы дозволенного. Особенно важно избегать обвинений в адрес других. Некоторые могут склоняться к обвинениям тех, кто празднует подобные события, в неверии. Для мусульман такое поведение недопустимо, поскольку истинные намерения людей известны только Всевышнему.
Курдские сирийцы празднуют персидский Новый год, известный как Навруз. Крашеные яйца в первую очередь ассоциируются с православной Пасхой, однако народы Средней Азии и Ближнего Востока также красят яйца в честь праздника Нового года и наступления весны. Это блюдо давно стало неотъемлемым угощением на праздничном столе по случаю Навруза. Еще во времена язычников яйца считались символом рождения всего живого. По мнению исламоведов, сложно точно определить, какой народ первым начал подавать крашеные яйца на праздничный стол. Исламоведы предполагают, что иранская культура сыграла ключевую роль в распространении этой традиции, оказав сильное влияние на другие народы на Ближнем Востоке.
Традиция красить яйца в различные праздники имеет древние корни в этом регионе, и, вероятно, была унаследована христианством в дальнейшем. Однако точно утверждать, что это обычай произошел исключительно от христианских праздников, нельзя. Это традиция, которая коренится в истории и культуре различных народов и выходит за рамки отдельной религии.