Русский балет, Московский областной театр, в рамках проекта «Большие гастроли», представил в Санкт-Петербурге костюмы и декорации сразу четырех известных постановок. На протяжении двенадцати дней столичные артисты будут радовать местную публику бессмертными классическими произведениями — «Дон Кихот», «Жизель», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». Особое волнение среди петербургских зрителей вызывает новая версия «Дон Кихота», которая, безусловно, станет настоящим открытием.
Балет «Дон Кихот» на протяжении своего 155-летнего существования претерпел множество интерпретаций. Это известное творение Мариуса Петипа в редакции его ученика Александра Горского покорило сердца зрителей по всему миру и стало настоящей визитной карточкой театра, включая Большой театр. Теперь, будучи премьером, Вячеслав Гордеев, который в своей юности сам исполнял партию главного героя Базиля на этих же сценах, рискнул создать совершенно оригинальную версию балета, основываясь на классике.
Гордеев внес свои правки, добавив новые сцены и сделав всех персонажей танцующими. Так Дон Кихот в этой версии представлен не только как персонаж с довольно обширной ролью, но и как герой, который появляется на сцене как в зрелом возрасте, так и в молодости. В комичном образе появляется богатый горожанин Гамаш, который вносит в классическую хореографию элементы шуток и выходок, на грани хулиганства. Исполнитель партии Гамаша делится своими впечатлениями: «Здесь много возможностей для импровизации и веселья. Вячеслав Михайлович предоставил мне пространство для творчества, и я люблю делать что-то необычное на сцене».
Одна из самых забавных сцен этого балета — момент, когда Гамаш уверяет всех в победе своего соперника Базиля. Эти сцены вызывают заразительный смех у зрителей. Гениально задуманный Гордеевым сюжет с переодеваниями влюбленных добавляет интереса к постановке: Китри и Базиль становятся куклами комедии дель арте — Пьеро и Коломбиной. Шутливые действия главных героев не могли бы быть такими яркими без всепонимающего Санчо Пансы, которого играет Алексей Зуев. Чтобы осуществить один из трюков, исполняя свою объемную роль, ему приходится добавлять к толщине костюма еще и специальные элементы, которые смягчают удары. Он отмечает: «То, что придумал Вячеслав Михайлович, действительно гениально. И Дон Кихот, и Санчо не только играют свои роли, но и активно танцуют. Это и технично, и весело, и совершенно по-особенному игриво!»
В этой версии «Дон Кихота» сцена Тореодора исполнена с особой темпераментностью — это отклонение от строго академического стиля придает новизну классическому произведению. Гран па, как важный элемент «Дон Кихота», давно завоевала статус жемчужины отечественного балета. В финале Китри традиционно исполняет свои 32 фуэте, а динамичные апрыжки Базиля не оставляют равнодушными зрителей, всегда вызывая шквал аплодисментов.
Гордеев обращает внимание на то, что в этой стремительной и страстной версии «Дон Кихота» важны героические нюансы, манера исполнения и обилие интересных деталей. Местами они способны удивить зрителей и явно внести разнообразие в классическую хореографию. Эта постановка, безусловно, зарядит эмоциями, и невозможно будет не рассмеяться, не сопереживать или не восхищаться этой замечательной интерпретацией классического произведения. Таким образом, «Дон Кихот» в исполнении Московского областного театра «Русский балет» обещает стать незабываемым событием и настоящим праздником для всех ценителей этого великого искусства.