В российской концертной жизни наблюдается активное вхождение молодых дирижеров. Летние назначения Филиппа Чижевского на пост главного дирижера Госоркестра имени Светланова и Федора Безносикова в театр «Новая опера» подчеркивают этот тренд.
Также стоит отметить 30-летнего Ивана Никифорчина, который в августе 2024 года станет художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра (МГАСО). За первый сезон на новой позиции Никифорчин отмечает важность взаимодействия с музыкантами и административным коллективом.

Он высоко оценивает творческий уровень оркестра и уже подчеркивает достижения: совместные концерты по стране с выдающимися солистами, русские и зарубежные программы. Особое внимание уделяется записи дебютного диска, посвященного Борису Чайковскому, к его 100-летию.
Открытие нового сезона запланировано на 10 сентября — день рождения композитора.
К дате выхода диска приурочен важный вопрос о традициях МГАСО — оркестра с богатой историей, основанной Львом Штейнбергом и продолженной Вероникой Дударовой и Павлом Коганом. Одной из ключевых традиций является основательная подготовка музыкантов перед первой репетицией, что позволяет избежать читки с листа и максимально раскройть потенциал коллектива. На этой стадии материал прорабатывается по группам, что способствует качественной совместной работе.
Однако наряду с сохранением этих традиций, я стремлюсь обратить больше внимания на русскую музыку XX века. Это мой любимый репертуар, включающий произведения таких композиторов, как Борис Чайковский и Герман Галынин. Для меня важно больше исполнять их музыку и делать студийные записи.
Запись в студии требует особой концентрации и способствует созданию качественного звучания, что положительно сказывается на организации работы коллектива. Не забываю, как было впечатляюще записываться на Мосфильме, когда вокруг создается атмосферный вакуум тишины, позволяющий сосредоточиться на музыке и ловить каждое небольшое событие в процессе записи.
Обсуждая процесс работы над музыкальными записями, важно отметить необходимость длительного сохранения тишины после завершения дубля. Эти технические моменты играют ключевую роль в художественном процессе. Для нашей группы значительным достижением стало то, что в первом сезоне мы смогли продемонстрировать новое направление репертуара и начали работу над записями, с намерением двигаться вперед.
Что касается актуальности малоизвестной советской и русской музыки, я верю, что это действительно великая и современная музыка. Хотя она выполняется не так часто, как заслуживает, проблема не в самой музыке, а в восприятии. Я вижу свою миссию как художественного руководителя в том, чтобы реализовывать творческие идеи и высокую ответственность за просвещение публики. Когда зритель приходит на концерты в 2025 году, он должен открыть для себя русскую музыку XX века и уйти измененным.
Молодая аудитория активно посещает культурные мероприятия, и именно эта музыка может оказывать воспитательное влияние. Известные имена, такие как Шостакович и Прокофьев, не должны затмевать менее известных, но не менее талантливых композиторов, таких как ученики московской школы. Например, мы редко слышим симфонии Мясковского, основоположника советского симфонизма, хотя у него их целых двадцать семь. Для меня это важная и личная задача, и я сделаю все возможное, чтобы эта музыка звучала чаще.
Сезон 2024/2025 был частично спланирован еще до моего назначения, а новый отборный концертный сезон я сформировал самостоятельно. Важно отметить, что в московской Филармонии появились именной абонемент и три концерта в зале Чайковского, а также добавился новый именной абонемент в Филармонии-2.
В программе — выступления с выдающимися солистами, охватывающие как русскую, так и зарубежную музыку, в том числе крупный симфонический репертуар. Я уверен, что для оркестра крайне важно исполнять крупные музыкальные формы и симфонии разных стилей.
На второй сезон запланировано множество гастролей — мы будем выступать на Кавказе и в Сибири, а также примем участие в концерте на Ямале в рамках конкурса «Симфония Ямала», который состоялся впервые в прошлом году. Я надеюсь, что мы продолжим делать записи нашей музыки.
Заключительный концерт сезона запланирован на 29 июня в Большом зале консерватории с МГАСО. В программе представлены оперные увертюры, работы Гершвина, Бернстайна и Нино Рота. Я с большой ответственностью подхожу к таким выступлениям, поскольку считаю, что даже программа, представляющая музыку Иоганна Штрауса, — это не легкая задача.
Эта музыка имеет свою стилистическую сложность и требовательность. Мне особенно приятно, что у нас сложилась хорошая традиция проводить новогодний концерт 30 декабря в Большом зале, где также звучит музыка, отмечая важность классического репертуара.
Нино Рота, композитор, известный своей работой с Феллини, создал выдающиеся музыкальные произведения для итальянского кино. Чтобы соблюдать стилистику его эпохи и композиторского стиля, требуется большая тонкость и внимание к деталям. Именно поэтому я с большим удовольствием принимаюсь за подобные проекты и ценю широкий репертуар, который мы можем охватить.
29 июня, в день вашего концерта в БЗК, открывается Летний фестиваль Дениса Мацуева в Суздале, где вы выступите на закрытии вместе с Российским национальным молодежным оркестром. Программа включает увертюру к «Кандиду» Бернстайна, что также будет исполнено в программе МГАСО. Музыка, находящаяся на стыке академической традиции и джаза, действительно является моим репертуарным приоритетом. Данис Мацуев оказал огромное влияние на меня в этом отношении, его виртуозная игра и в классическом, и в джазовом жанрах вдохновляют меня. Я счастлив, что на фестивале смогу выступить с такой талантливой командой, как РНМСО, с которым мы впервые сыграли эту симфоджазовую программу в декабре.
Деятельность Дениса Леонидовича вызывает восхищение не только на сцене, но и за ее пределами. В данный момент проходит Второй международный конкурс имени Рахманинова, который он курирует. Лично я стал лауреатом первого конкурса и теперь участвую в третьем туре в роли дирижера, что подчеркивает важность просветительской миссии.
Что касается новых молодых дирижеров, я только радуюсь их появлению в этом поле. Я считаю, что яркие, талантливые и харизматичные музыканты обогащают искусство и поднимают его уровень.
Когда я работаю с молодежным оркестром, как РНМСО, у меня не возникает особых различий в дирижерских задачах по сравнению со взрослыми коллективами. Основное — четко понимать цели на репетиции и достигать их вместе с музыкантами. Каждый оркестр — это прежде всего люди, и важно учитывать индивидуальные нюансы, которые зависят от музыки. Наличие честности и правды в этом процессе является ключевым.