Телевизионный выпуск «Однажды», посвященный выдающемуся театральному режиссеру Роману Виктюку, стал настоящим шедевром мемуарной программы. Звезды, которые работали с этим режиссером, рассказывали свои воспоминания с таким трепетом, что казалось, будто сами кадры хроники оживали от энергии, которую они несли.
Фрагменты легендарных спектаклей, поставленных Виктюком, выглядели столь смело и оригинально, что иногда казалось, будто они выходят за рамки допустимого. Это было время, когда театр становился магией, и каждый спектакль приносил зрителям нечто неповторимое.
Центром внимания программы стали выдающиеся актеры и актрисы, чьи имена стали неразрывно связаны с Романом Виктюком. Анна Терехова, впервые сыгравшая в спектакле режиссера, еще будучи юной двенадцатилетней девочкой, Сергей Маковецкий, ставший звездой благодаря шумному спектаклю «М. Баттерфляй», Людмила Погорелова, долгие годы трудившаяся вместе с мастером театрального искусства.
Кабинет Виктюка в его театре по-прежнему оставался загадочным пространством, словно хозяин этого места только что покинул его. Пиджак, оставленный на стуле, стал своеобразным символом творчества режиссера. Говорят, что Виктюк мог оставить его и уйти, оставляя за собой ощущение присутствия.
Сама одежда, которую предпочитал носить режиссер, тоже была особенной. Пиджаки отражали его яркую натуру, способность восхищать и шокировать окружающих, а также его выраженное нежелание идти на компромиссы. Виктюк был нонконформистом даже в советские времена, но с приходом перестройки его спектакли стали настоящими манифестами творчества.
Будучи яркой личностью во всех отношениях, он нашел себя в идеальном для себя окружении, где мог воплощать свои самые смелые идеи, не обязательно объясняя всем, что именно он имеет в виду в своих постановках, например, в «Служанках».
Большая трагедия случилась в 2020 году: Роман Виктюк умер от осложнений, вызванных коронавирусом. С тех пор театральная жизнь претерпела значительные изменения, подчиняясь строгим правилам и рекомендациям времени, которое пришлось пережить всему миру. Но наследие этого великого творца остается живым в сердцах тех, кто когда-либо имел честь работать с ним или видеть его необыкновенные спектакли.
В настоящее время в яростных спорах о искусстве современные идеологи настаивают на его полезности. Имеется в виду поощрение хорошего, осуждение плохого и формирование правильных ценностей у зрителей. Дискуссии о том, что считать «хорошим», «плохим» или «правильным», кажется, не слишком уместными, поскольку официальные источники уже подчеркнули свои приоритеты.В условиях такого расклада снимать кино, которое выделяется из общей массы и нарушает установленные правила, становится чрезвычайно сложно - на него просто не дадут финансирование. У режиссера Джима Джармуша были схожие проблемы. Сценарий его фильма «Мертвец», амбициозного вестерна с выраженным антиамериканским настроем, вызвал ужас у всех продюсеров в Штатах, поэтому средства на производство фильма он смог найти только в Европе, причем пришлось даже вложить свои собственные деньги.
В итоге получилась картина, чья эксцентричность и минимализм казались каким-то странным и в 1995 году, когда она вышла, и кажутся почти тридцать лет спустя. Однако каждый повторный просмотр открывает что-то новое и, возможно, еще больше запутывает. Фильмы Джармуша могут вызвать смех, грусть, и практически всегда они сбивают с толку. Именно в этом и заключается особое предназначение искусства.
Когда черно-белые кадры, молчание на экране или кажущийся бессмысленным разговор заставляют забыть обо всем, после полуночи это проще сделать. Подлинная киноклассика, конечно, не приносит такого удовольствия, как сладкая газировка, но она обладает целебным эффектом, помогая сосредоточить внимание на правильном фокусе.
На телевидении сегодня работает множество профессионалов, зачастую получающих хорошее вознаграждение за то, что они умело отвлекают зрителей от этого фокуса. Однако на просторах программного вещания по-прежнему можно найти фильмы, ради которых стоит пожертвовать сном. Благодаря им есть возможность воспринимать шедевры киноиндустрии в нужной плоскости.
Чтение новостей от газеты «МК» позволит вам быть в курсе событий первыми - добавьте нас в свои любимые источники. Подписывайтесь на «Московский комсомолец» и оставайтесь в курсе последних новостей и событий.